Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Возможно ли проявление гуманности в военное время?
-
Текст: Ю. В. Бондарев. О войне— (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
— (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
(7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
— (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
(13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
— (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
(17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
— (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
(24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
(27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
— (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
— (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
(35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
— (36)Назад!..
(37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
— (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
— (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
(43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
(По Ю. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.
В центре внимание автора - солдат Гранатуров, который был опьянен жаждой мщения за семью. Он с ненавистью относится к задержанному немецкому мальчику Курту: «Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!». Его заразу насилия и гнева также подхватывает Меженин: «Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина». Этим примером автор показывает, что на войне люди, теряя дорогое, становятся черствыми и жестокими.
Кроме того, автор рассказывает о Княжко и Никитине, которые относятся доброжелательно к Курту и даже вступаются за него. Они не допускают насилия. В защиту немецкого мальчика Княжко сказал: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!». Из этого фрагмента следует, что на войне осталось место гуманности и человеколюбию.
Эти примеры, противопоставленные друг другу, в полной мере показывают, что на войне люди становятся жестокими, но и есть те, кто остаются человечными.
Позиция автора ясна. Человечность - это необходимое качество, которое должно оставаться даже в условиях войны.
Я полностью согласен с мнением автора. Благодаря этому качеству была спасена маленькая девочка в произведении Михаила Шолохова «Алешкино сердце». Алешка бросил гранату бандитам, но, увидев, что один из них держит на руках девочку четырех лет, он лег на нее животом, чтобы снаряд не смог ранить невинных. В последний миг Синицын сумел оттолкнуть Алешку и швырнуть гранату.
Предложенный для анализа текст заставил меня глубже задуматься над поднятой проблемой и переосмыслить ее.
Здравствуйте, Артур!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Я полностью согласен с мнением автора. Благодаря этому качеству была спасена маленькая девочка в произведении Михаила Шолохова «Алешкино сердце». |
В вашей аргументации не хватает тезиса. Это может быть сочтено логическим нарушением. Это качество должно быть обозначено в абзаце с аргументацией, а не только в позиции автора.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
См. К4.
В защиту немецкого мальчика Княжко сказал: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!». |
Непонятно, что именно «вы сделаете».
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Он с ненавистью относится к задержанному немецкому мальчику Курту: «Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!». |
В защиту немецкого мальчика Княжко сказал: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!». |
Точка не ставится, если прямая речь заканчивается восклицательным или вопросительным знаком.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Именно над этим вопросом рассуждает русский писатель |
Рассуждать О / размышлять О, НАД
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Артур, у вас очень хорошее и грамотное сочинение. Осталось отшлифовать его. Запомните про управление глагола рассуждать. Повторите пунктуацию при цитатах. Не забывайте про тезис в своем примере. И тогда вы точно сможете претендовать на максимум баллов!
Удачи!