Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Проблема важности образования
-
Текст: Е. М. Богат. О чувствах(1)Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. (2)Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. (3)А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.
(4)Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. (5)И с баррикадами.
(6)Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:
— (7)Добрый день. (8)Я — бестужевка. — (9)И назвала себя: — Амалия Эттингер.
(10)То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.
(11)Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.
— (12)Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры…
(13)Я поблагодарил, обещал быть.
— (14)Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!
(15)«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. (16)Меня это, положа руку на сердце, тревожило. (17)Что испытаю в обществе этих старух? (18)Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!
(19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело.
(20)Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. (21)Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. (22)А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.
— (23)«Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. (24)В России траур. (25)Студенты и курсистки отменили лекции…»
(26)Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.
— (27)Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.
(28)Я быстро и неловко занял место рядом с ней.
— (29)«…отменили лекции, поют "Вечную память", говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.
— (30)Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.
(31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
(33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. (34)И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. (35)Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
(36)Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
Размышляя над текстом, мы видим, как автор раскрывает свои мысли, рассказывая о
Высших женских курсах. Для писателя учеба на этих курсах была связана с молодостью. «Бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле, и что-то сопряженное с музыкой, живописью», - такие ассоциации возникают у писателя, когда он думает о Высших женских курсах.
Продолжая свое рассуждение, мы понимаем, что писатель ошибся в своих рассуждениях.
Его зовёт на вечер воспоминаний пожилая женщина, которая является
представительницей курсов. Она говорит герою: «Но учтите, общая сумма
возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!». Таким образом, мы понимаем, что в любом возрасте люди должны стремиться получать образование.
Примеры в тексте противопоставлены друг другу, показывая нам, что не только в молодости люди стремятся к познанию.
Автор считает: «Чувства самая юная, единственно юная вещь в мире».
Я согласен с этой позицией. Чувства человека определяют его стремления в жизни. В произведении Некрасова «Дед Мазай и зайцы» дед Мазай рассказывает о своем спасении зайцев. Именно «молодость» чувств позволяет ему идти на подвиг.
Здравствуйте, Ольга!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 0 баллов
Проблема определена неверно. Вы не поняли, что старушки уже давно не учатся ни на каких курсах. Просто девушек, закончивших Бестужевские курсы, продолжали называть бестужевками. И старушка не представительница курсов, а представитель совета устроительниц вечеров воспоминаний. Вы же сами пишете об этом. Это встреча выпускниц. В тексте не затрагивается тема образования. Обнуление проблемы приводит и к обнулению всего комментария.
K2 - Комментарий: + 0 баллов
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Продолжая свое рассуждение, мы понимаем, что писатель ошибся в своих рассуждениях. Его зовёт на вечер воспоминаний пожилая женщина, которая является представительницей курсов. Она говорит герою: «Но учтите, общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!». Таким образом, мы понимаем, что в любом возрасте люди должны стремиться получать образование. |
Пояснение не связано с примером. Из вашего примера нельзя сделать такой вывод. В случае если бы проблема не была обнулена, был бы снят балл за комментарий.
В предложенном тексте Е. Богата поднимается проблема важности образования. Автор считает: «Чувства самая юная, единственно юная вещь в мире». |
Даже если бы в тексте был такой проблемный вопрос, авторская позиция не является ответом на него.
Я согласен с этой позицией. Чувства человека определяют его стремления в жизни. В произведении Некрасова «Дед Мазай и зайцы» дед Мазай рассказывает о своем спасении зайцев. Именно «молодость» чувств позволяет ему идти на подвиг. |
Пример про Мазая не подходит к тезису и выглядит неуместно. Сложно назвать подвигом спасение зайцев. И тем более сложно говорить, что его толкнула на это «молодость» чувств.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
«Бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле, и что-то сопряженное с музыкой, живописью» |
Цитата приводится не с начала, нужно многоточие.
Она говорит герою: «Но учтите, общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!». |
Точка не ставится, если прямая речь заканчивается восклицательным знаком.
«Чувства ТИРЕ самая юная, единственно юная вещь в мире». |
Переписывайте аккуратнее. Тире тут стоит по правилам, оно не авторское. Обратите внимание, что вы опустили союз. Это тоже слово, так что надо было поставить многоточие и маленькую букву: «...чувства — самая...»
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Продолжая свое рассуждение, мы понимаем, что писатель ошибся в своих рассуждениях. |
Примеры в тексте противопоставлены друг другу, показывая нам, что не только в молодости люди стремятся к познанию. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Ольга, ваше сочинение очень грамотное, жаль, что вы не разобрались в тексте. Почитайте другие сочинения по этому тексту на сайте. Позиция автора — вот на что вам надо было обратить внимание, и именно это является ключом к пониманию. У вас же между проблемой и позицией автора нет никакой связи. То есть и К3, и К4 были бы обнулены в любом случае. Потренируйтесь определять проблему, это самый важный элемент сочинения. И повторите оформление цитат, у вас в каждой цитате ошибки.
Удачи!