Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Влияние воображения
-
Текст: И. С. Соколов-Микитов. О детстве(1)Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к природе, к своей земле?
(2)В голубые, ясные дни детства мною владела мечта о далеких скитаниях, о счастливых сказочных странах. (3)На крыльях воображения уносился я далеко над землею. (4)Подо мной проплывали снежные горы, голубые моря и леса, серебряные реки и озера. (5)Птицы, их радостная свобода манили меня. (6)С особенным чувством смотрел я на пролетавших журавлей. (7)Недаром весною, в дни пролета птиц, с особенной силой тянуло меня странствовать. (8)Весною — уже взрослым — обычно отправлялся я в самые далекие и удачные путешествия.
(9)Еще в годы раннего детства хранил я тайную уверенность увидеть и обойти мир. (10)С величайшим увлечением отдавался чтению книг, в которых описывались похождения отважных охотников-следопытов. (11)Воображение с необычайною силою переносило меня в далекие страны. (12)Закрыв глаза, я предавался страстным мечтаниям. (13)Я мог думать об открытии неведомых земель, о грудах золота и алмазов, описываемых в фантастических романах. (14)Страсти к наживе и богатству у меня никогда не было даже в детских мечтах. (15)Я мечтал о будущих путешествиях, беспечно и весело пролетая над расстилавшейся подо мною любимой земле
(16)Одной из первых книг, некогда покорявших моё воображение и отнимавших у меня много ночей, была дешёвая лубочная книжка о рыцаре Гуаке. (17)Я помню запах страниц, старинный шрифт со старинными буквами, на первых порах мешавший мне бегло читать. (18)Таинственность и волшебные превращения, описанные в этой, наверное, очень плохой книжке, несказанно меня увлекли. (19)К чтению баснословных приключений приступал я с трепетом. (20)Помню, я прятался от людей, скрывался в одному мне известных уголках.
(21)Подвиги и приключения, описанные в книге, волновали меня необычайно. (22)Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел стальные доспехи, сверкающие шлемы, мечи. (23)Вызванные воображением видения обступали меня. (24)Действительность мешалась подчас со сновидениями. (25)Во сне я видел описанных в книге рыцарей, страшных чудовищ, сражался с ними и побеждал.
(26)Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела нами в детстве. (27)Коня с мочальной гривой представляли мы живым, горячим скакуном-иноходцем. (28)Пламя и дым вырываются из ноздрей коня, с серебряных удил падает клочьями пена. (29)Выструганный из лучины меч был настоящий рыцарский меч-кладенец. (30)С несокрушимою силою поражал я несметную вражескую рать. (31)Под ударами игрушечного меча слетали с высокой, разросшейся крапивы пушистые вражеские головы. (32)Вражеская несметная рать лежала поверженной. (33)Вложив «окровавленный» меч «в ножны», за пояс, через поле битвы я гордо возвращался в заветный свой уголок.
(34)Немногие из нас, взрослых, сохранили эту чудесную способность преображаться. (35)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. (36)В дальних скитаниях при встрече с любезными сердцу людьми переживаю я прежнее счастье, по-прежнему крепко и радостно бьется мое сердце.
(По И. С. Соколову-Микитову)
* Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892−1975) — русский советский писатель и журналист.
Комментируя проблему, обратимся к содержанию текста. Автор от первого лица рассказывает о своем детстве. Повествователь говорит, что после прочтения книг о путешественниках-следопытах он в своем воображении уносился в далекие страны. С восхищением описывает герой-рассказчик об «открытии неведомых земель» во время «страстных» мечтаний. Писателю важно показать, что умение преображать реальность и фантазировать приносит радость и веселье.
Усиливая интерес читателя к поднятой проблеме, И.С. Соколов-Микитов пишет, как воображение помогало герою текста во время игр. Игрушечный конь виделся настоящим скакуном, а заросли крапивы – несметной вражеской ратью. С удовольствием пишет повествователь о своих победах в сражениях с выдуманными противниками. После прочтения этого фрагмента у читателя не остается сомнений в том, что воображение помогает интересно проводить время.
Два умения – переноситься в мечтах в неведомые края и представлять любые предметы чем-то необычным и волшебным – являются дополняющими и показывают, как фантазия повествователя делала его детство незабываемым.
Анализ приведенных примеров-иллюстраций помогает понять позицию автора. С сожалением пишет он о том, что у взрослых редко получается «почувствовать себя детьми». И.С. Соколов-Микитов считает, что способность преображаться делает человека счастливым и помогает интересно проводить время.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что благодаря воображению люди могут все: и побывать в любом уголке мира, и встретиться с самыми интересными людьми, и увидеть необычное животное, и представить каждую вещь в виде нужного в данный момент предмета или существа. Наверное, многие их нас в детстве «варили суп» из грязи, листьев и травы, «пили чай» из игрушечных чашечек, пели песни в воображаемый микрофон, представляя себя перед большим числом зрителей, и были в эти моменты счастливыми. Люди с фантазией во время чтения книг получают несказанное удовольствие, потому что умеют погрузиться в сюжет текста и стать на время «его частью». Очень хочется, чтобы способность преображаться не терялась с возрастом и делала людей счастливыми!
Здравствуйте, Альбина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Как способность преображаться влияет на человека? |
Совет: старайтесь формулировать проблему так, чтобы постороннему человеку она была понятна — без чтения текста и вашего сочинения. В тексте есть слова, которые вы использовали при формулировке, однако смысл этой фразы не вполне ясен сразу. О каком преображении идет речь?.. О превращениях? О настроении? Лучше говорить о воображении и фантазии — эти слова понятны всем.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Два умения – переноситься в мечтах в неведомые края и представлять любые предметы чем-то необычным и волшебным – являются дополняющими и показывают, как фантазия повествователя делала его детство незабываемым. |
В целом вы логично связали примеры, только сформулировано не очень удачно. Лучше назвать эти «умения» способностями, так как умение и навык — нечто более прикладное, а тут речь идет об абстрактных вещах, о фантазии. Вы анализируете связь по критериям ЕГЭ, но пишете о дополняющих умениях — если бы мы так сказали вне контекста ЕГЭ, это выглядело бы очень странно. Так что пусть дополняющими будут примеры, а не умения.
Примеры дополняют друг друга и показывают, что развитая фантазия — способность переноситься в мечтах в неведомые края, а также представлять обычные предметы чем-то волшебным — делает жизнь ребенка интересной.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Писателю важно показать, что умение преображать реальность и фантазировать приносит радость и веселье. |
После прочтения этого фрагмента у читателя не остается сомнений в том, что воображение помогает интересно проводить время. |
Пояснения дублируют друг друга. Риск снижения баллов по К2.
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
Именно этот вопрос стоит в центре внимания И.С. Соколова-Микитова |
Неудачная фраза. Лучше: находится в центре внимания
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Альбина, отличное сочинение! Старайтесь не повторять мысли в разных частях сочинения и будьте чуть аккуратнее с формулировками.
Удачи на ЕГЭ!