Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Возможно ли проявление человечности в военное время?

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


24.02.2023 23:02:29
Автор: Емельяна Марабаева

Возможно ли проявление человечности в военное время? Именно над этим размышляет Ю.В. Бондарев в своём тексте.

Рассуждая над этим вопросом, автор рассказывает о случае, произошедшем заграницей с русскими солдатами и немецким мальчиком. Главный герой Гранатуров особенно отрицательно относится к Курту, он разговаривает с ним так: «Что там этот хмырь мокроносый мычит?».  Комбатом управляет чувство мести, он ослеплён гневом и болью прошлых лет: «Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! Он у меня шёлковым станет!» Гневом и ненавистью «заражается» и Меженин: «Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина». Мы можем сказать, что в военные времена люди переживают большие потери и разочарования, поэтому они становятся черствыми и в чем-то жестокими.

Но не все относятся к врагу, так же как Гранатуров и Меженин. Например, Княжко и Никитин более доброжелательно ведут себя по отношению к Курту. Они не допустили унижения и кровопролития. Княжко сказал: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! Вам ясно, комбат?»  А Никитин подал команду Гранатурову и Меженину покинуть помещение: «Чтоб вашего духа здесь не было!».  Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что даже в самые тяжелые военные времени человечность и сострадание продолжают жить в людях.

Примеры противопоставлены друг другу. В первом мы видим, как боль, потери и гнев пересиливают в людях самое главное- человеколюбие. А второй пример даёт нам понять то, что и в военное время люди сохраняют в себе самые лучшие личностные качества, которые помогают им не забывать о том, что враг- тоже человек.

Автор считает, что в тяжелое военное время проявление человечности не только возможно, но и необходимо, потому что самое главное для людей — это сохранение милосердия и справедливого взгляда на мир.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, проявление человеколюбия чрезвычайно важно. Именно путём уважения и добра может быть достигнута победа и мир. Вспомним фильм Алексея Сидорова «Т-34». Главный герой Николай Ивушкин и его экипаж одерживают победу в сражении с «Пантерой». Танк противника повисает на краю моста, и русский солдат решает спасти Клауса-капитана вражеской машины и подаёт ему руку, но немец разжимает её, и падает вместе со своим танком в воду. Мы понимаем, что Николай Ивушкин, несмотря на тяжёлые испытания, все сложности судьбы, сохраняет уважение к врагу, проявляет доброту и остаётся верным своим принципам.

Подводя итог, можно сказать, что человеколюбие в военное время проявляют не все. Но те, кто это делают, заслуживают особого уважения, потому что на таких людях держится мирное будущее человечества.
Количество слов - 404

Здравствуйте, Емельяна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Мы можем сказать, что в военные времена люди переживают большие потери и разочарования, поэтому они становятся черствыми и в чем-то жестокими.

Неуместное слово применительно к военным временам. Трагедии они переживают, а не просто разочарования.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен. Во втором пояснении фактически мы видим ответ на проблемный вопрос. Постарайтесь этого избегать.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Они не допустили унижения и кровопролития.

Чьего унижение не допустили? Непонятно

Главный герой Гранатуров особенно отрицательно относится к Курту

Кто такой Курт? Назовите героев сразу же, как зашла речь о них.

Княжко сказал: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! Вам ясно, комбат?»  

А что они сделают?

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Рассуждая над этим вопросом, автор рассказывает о случае, произошедшем заграницей с русскими солдатами и немецким мальчиком.

за границей

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Главный герой Гранатуров особенно отрицательно относится к Курту, он разговаривает с ним так: «Что там этот хмырь мокроносый мычит?».
А Никитин подал команду Гранатурову и Меженину покинуть помещение: «Чтоб вашего духа здесь не было!».

Если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, точка не нужна.

Но не все относятся к врагу, так же как Гранатуров и Меженин.

Иногда вариантов пунктуации два, но в вашем случае надо так: не все относятся к врагу так же, как...

Танк противника повисает на краю моста, и русский солдат решает спасти Клауса-капитана вражеской машины и подаёт ему руку, но немец разжимает её, и падает вместе со своим танком в воду.

Приложение (капитана вражеской машины) необходимо обособить с двух сторон

Далее запятая стоит между однородными сказуемыми

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Рассуждая над этим вопросом

Рассуждая О / размышляя О, НАД

Например, Княжко и Никитин более доброжелательно ведут себя по отношению к Курту. Они не допустили унижения и кровопролития.

Нарушение видо-временной несоотнесенности

А второй пример даёт нам понять то, что и в военное время люди сохраняют в себе самые лучшие личностные качества, которые помогают им не забывать о том, что враг- тоже человек.

Стоит опустить местоимение (тем более что далее повтор).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Рассуждая над этим вопросом, автор рассказывает о случае, произошедшем заграницей с русскими солдатами и немецким мальчиком.

Неуместно тут говорить про заграницу. Это не туристическая поездка, похоже, будто русские с немцем были где-то на третьей территории.

Главный герой Гранатуров особенно отрицательно относится к Курту, он разговаривает с ним так: «Что там этот хмырь мокроносый мычит?».

Канцелярский стиль

Гневом и ненавистью «заражается» и Меженин: «Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина».

Повторы, надо было постараться этого избежать

Но не все относятся к врагу, так же как Гранатуров и Меженин. Например, Княжко и Никитин более доброжелательно ведут себя по отношению к Курту.

Повтор однокоренных слов

А второй пример даёт нам понять то, что и в военное время люди сохраняют в себе самые лучшие личностные качества,

Канцелярский налет в этой фразе. Недочет.

Именно путём уважения и добра может быть достигнута победа и мир.

Нельзя что-то сделать путем уважения и добра. Тут должны быть, например, отглагольные существительные. Конец фразы тоже неудачный: лучше оставить одну победу.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Емельяна, структуру сочинения вы соблюдаете, пишите покороче, тогда всех ошибок будет меньше. Последите за логикой, обязательно вводите героев в текст.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку