Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какую роль играет отдых в жизни человека?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
24.02.2023 01:58:41
Автор: Носов Дмитрий

Какую роль играет отдых в жизни человека? Эту проблему раскрывает Б. Л. Васильев в своём тексте.

Автор, отвечая на поставленный вопрос, вспоминает своё детство: “Отец сапожничает, столярничает … мать и тётка тоже латают, штопают … бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей … сёстры … попеременно читают вслух. А я играю тут же, стараясь не шуметь”. Из этой цитаты мы можем понять, что отдых – это определённый досуг, который важен для каждого человека и у всех он различен.

Помимо этого, Васильев комментирует значение отдыха для простых людей: “… для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным”. Этой фразой автор хочет показать читателям, что современный человек работает, чтобы отдыхать. Цитата доказывает, что люди поставили отдых выше работы и бесцельно тратят его, прожигая время.

Оба примера, дополняя друг друга, ясно дают понять, что каждый человек по разному относятся к своему отдыху. Одни люди считают, что отдых – это значит не нужно ничего делать, а другие – заняться любимым делом.

Сам Васильев считает, что: “Отдых для русского человека … всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием”.

Я согласен с мнением автора. Действительно, люди в настоящее время предпочитают бесцельно тратить время отдыха, но он в свою очередь должен проявляться в смене физической деятельности на научную, духовную. На роль отдыха в жизни человека также обращает внимание И. А. Гончаров в своём романе “Обломов”, где главный герой, отдыхая лёжа на диване, тратил время понапрасну. Апатичность и лень Ильи нельзя приравнивать к отдыху, в то время как трудолюбие и активный образ жизни Андрея является ключом к счастью и правильным приоритетам.

Подводя итог, необходимо сказать, что главная роль отдыха для человека – сделать его счастливым, разнообразить вид его деятельности и набраться новых сил.
Количество слов - 292

Здравствуйте, Дмитрий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Какую роль играет отдых в жизни человека?

Вы говорите не о роли отдыха, а о том, какой смысл вкладывали в это понятие. Логически некорректно.

K2 - Комментарий: + 2 балла

Из этой цитаты мы можем понять, что отдых – это определённый досуг, который важен для каждого человека и у всех он различен.

Во-первых, в примере вы не указали, что так члены семьи автора отдыхали, а не работали. Это непонятно. Во-вторых, из этой цитаты мы понимаем, что отдых для этих людей — это тоже какая-то работа, а не досуг (досуг — время, не занятое работой или делами). И в этом главный смысл. Незачет пояснения.

Со вторым примером тоже все непонятно.

Помимо этого, Васильев комментирует значение отдыха для простых людей: “… для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным”. Этой фразой автор хочет показать читателям, что современный человек работает, чтобы отдыхать. Цитата доказывает, что люди поставили отдых выше работы и бесцельно тратят его, прожигая время.

Что такое «работает, чтобы отдыхать»? Какой современный человек? Автор говорит о давно прошедших временах. Кто поставил отдых выше работы, где об этом сказано в ваших примерах?

Я вообще не могу вычленить тезисы ваших примеров, все очень сумбурно. Риск незачета всего комментария.

Оба примера, дополняя друг друга, ясно дают понять, что каждый человек по разному относятся к своему отдыху. Одни люди считают, что отдых – это значит не нужно ничего делать, а другие – заняться любимым делом.

Снова: кто считает, что не нужно ничего делать? В тексте это есть, а в вашем сочинении нет. И если бы было так, то примеры были бы противопоставлены.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Сам Васильев считает, что: “Отдых для русского человека … всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием”.

О каком научном понимании идет речь? Читателю непонятно. Оставляю балл за ПА, но снижаю за логику.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

На роль отдыха в жизни человека также обращает внимание И. А. Гончаров в своём романе “Обломов”, где главный герой, отдыхая лёжа на диване, тратил время понапрасну. Апатичность и лень Ильи нельзя приравнивать к отдыху, в то время как трудолюбие и активный образ жизни Андрея является ключом к счастью и правильным приоритетам.

В тексте идет речь о работе и отдыхе. И в вашем тезисе тоже. А какую работу выполнял Обломов? От какой работы он отдыхал?

Кто такой Андрей? Вы не пояснили, что это за персонаж. И как отдыхал Андрей? Мы ничего об этом не знаем. Ваш пример не соответствует проблематике текста.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

См. К3.

что каждый человек по разному относятся к своему отдыху.

Каждый человек не может по-разному относиться. Каждый относится по-своему. Все относятся по-разному.

Действительно, люди в настоящее время предпочитают бесцельно тратить время отдыха, но он в свою очередь должен проявляться в смене физической деятельности на научную, духовную.

В свою очередь — неуместно, так как никакой «очереди» даже в переносном смысле нет.

Почему вы так жестко регламентируете отдых? Работа — это разве всегда физическая деятельность? А как же научная работа? И почему только на научную и духовную деятельность надо менять? Тут нет логики.

K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

что каждый человек по разному относятся к своему отдыху.

по-разному

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Из этой цитаты мы можем понять, что отдых – это определённый досуг, который важен для каждого человека ЗПТ и у всех он различен.

Граница предложений

Сам Васильев считает, что: “Отдых для русского человека … всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием”.

Некорректная пунктуация в предложении с цитатой, введенной в текст. Двоеточие и большая буквы не нужны.

Действительно, люди в настоящее время предпочитают бесцельно тратить время отдыха, но он ЗПТ в свою очередь ЗПТ должен проявляться в смене физической деятельности на научную, духовную.

Вводное сочетание

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

что каждый человек по разному относятся к своему отдыху.

Несогласованность подлежащего и сказуемого

трудолюбие и активный образ жизни Андрея является ключом к счастью и правильным приоритетам.

Несогласованность подлежащего и сказуемого

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Цитата доказывает, что люди поставили отдых выше работы и бесцельно тратят его, прожигая время.

Тратить отдых нельзя, лексическая несочетаемость.

Одни люди считают, что отдых – это значит не нужно ничего делать, а другие – заняться любимым делом.

Второе предложение неполное, но что пропущено? Я подчеркнула эту фразу. Такую конструкцию нельзя пропускать. Речевая недостаточность.

трудолюбие и активный образ жизни Андрея является ключом к счастью и правильным приоритетам.

Не может быть ключа к приоритетам. Также сомнительно, что трудолюбие и активный образ жизни могут быть ключом.

Подводя итог, необходимо сказать, что главная роль отдыха для человека – сделать его счастливым, разнообразить вид его деятельности и набраться новых сил.

Разнообразить вид (один) невозможно, это слов надо было опустить.

А кто должен набраться сил (новых — некорректно, так как старых сил нельзя набраться)? Речевая недостаточность.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Дмитрий, вам стоит уделить серьезное внимание подготовке к сочинению. Вы выражаете мысли некорректно и сумбурно, плохо понятно, что вы имеете в виду. Логика рассуждения хромает. Остается неясным, правильно ли вы поняли текст. Почитайте высокобалльные сочинения по этому тексту, посмотрите наши вебинары по понедельникам и побольше потренируйтесь.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку