Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Какой человек обладает свободой мысли?
-
Текст: М. Горький. О познании мира(1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
(4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
(10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
— (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
(15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
— (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
(20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
— (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
(30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
— (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
(34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
(По М. Горькому*)
* Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.
Проследим, как автор раскрывает поставленную проблему. М. Горький говорит о том, что уже давно он «почувствовал необходимость понять, как возник мир». Автор отмечает, что у него появилась потребность узнать мир, в котором он живет и поэтому «стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами». Его либо не понимали, либо считали, что он занимается «ерундой». М. Горький не мог найти ответы, которые были ему нужны, у других людей. Он должен был сам познать мир и понять, каким образом он его постигает.
Продолжая рассуждать о поставленной проблеме, автор рассказывает о том, как повстречал человека, который обладал таким же мировоззрением и свободой мысли. Николай Захарович Васильев говорил: «живи своим умом!». М. Горький услышал все те слова от Николая, которые описывали его отношения к свободе мысли: «Ею обладает только тот, кто всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни». Данный пример позволяет понять, что свобода мысли- это свобода от мнения окружающих, способность беспрепятственно выражать свои мысли.
Один пример дополняет другой. В первом автор рассуждает о том, что ему самому предстоит познать мир. Во втором примере М. Горький находит человека с такими же взглядами, как и его.
Позиция автора ясна. М. Горький считает, что тот, кто не надеется на других и не подстраивается под них, обладает свободой мысли.
Я согласна с мнением автора. Действительно, свободой мысли обладает тот, кто стремится сам изучить мир. Я считаю, что нужно полагаться только на себя, не слушать чужое мнение и самому узнавать что-то новое.
В заключение хотелось бы сказать, что человек имеющий собственное мнение и есть тот, кто обладает свободой мысли.
Здравствуйте, Мария!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Один пример дополняет другой. В первом автор рассуждает о том, что ему самому предстоит познать мир. Во втором примере М. Горький находит человека с такими же взглядами, как и его. |
Хорошо, что вы развели примеры. Но в чем их связь? Они у вас совершенно отдельные. Дополняющие друг друга примера можно связать словами «кроме того», «с одной... с другой стороны», «как... так и». Как можно связать ваши примеры, какими словами?
Мой вариант:
Автор с юного возраста испытывал потребность познать окружающий мир, поэтому его очень заинтересовал случайный знакомый, который помог ему сформулировать жизненные принципы, связанные со свободой мысли.
У меня получилась причинно-следственная связь, а дополнение я доказать не могу.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Действительно, свободой мысли обладает тот, кто стремится сам изучить мир. Я считаю, что нужно полагаться только на себя, не слушать чужое мнение и самому узнавать что-то новое. |
У вас есть тезис, развитие тезиса, но нет примера.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Он должен был сам познать мир и понять, каким образом он его постигает. |
ему самому предстоит познать мир |
свободой мысли обладает тот, кто стремится сам изучить мир. |
Повторы мыслей. Риск потери балла.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Автор отмечает, что у него появилась потребность узнать мир, в котором он живет ЗПТ и поэтому «стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами». |
Закрывается придаточное предложение
Николай Захарович Васильев говорил: «живи своим умом!». |
Прямая речь можно начинаться с большой буквы или с многоточия, если предложение не с начала. В конце точка не нужна.
В заключение хотелось бы сказать, что человек ЗПТ имеющий собственное мнение ЗПТ и есть тот, кто обладает свободой мысли. |
Причастный оборот
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Автор отмечает, что у него появилась потребность узнать мир, в котором он живет и поэтому «стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами». |
Тут все же необходимо вставить подлежащее — местоимение.
М. Горький услышал все те слова от Николая, которые описывали его отношения к свободе мысли |
отношение — нужно ед.ч.
В заключение хотелось бы сказать, что человек имеющий собственное мнение и есть тот, кто обладает свободой мысли. |
Речевой недочет.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Мария, старайтесь составлять план сочинения и формулировать тезисы каждого из примеров кратко, а потом соединять эти два примера в одном предложении с помощью средств связи, это позволит вам более логично выстроить рассуждение и укажет вам на способ связи — если она есть. Если у вас примеры не состыковываются друг с другом, возможно, они подобраны неудачно. Избегайте повторов мыслей: ни пояснения, ни анализ связи не должны дублировать позицию автора. А в выводе тоже не надо повторять сказанное ранее.
Удачи на ЕГЭ!