Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Нужно ли жить своим умом
-
Текст: М. Горький. О познании мира(1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
(4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
(10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
— (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
(15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
— (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
(20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
— (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
(30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
— (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
(34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
(По М. Горькому*)
* Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.
Размышляя над этим вопросом, автор вспоминает своего приятеля Николая Захаровича Васильева. Друг главного героя был убеждён, что единственная доступная человеку свобода — это свобода мысли, которой обладает «тот, кто ничего не принимает на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности». Этот пример показывает, что самая главная свобода человека – это свобода мысли.
Когда рассказчик был маленьким, ему хотелось понять, как возник мир. Он задавал вопросы своим знакомым, которые либо не понимали мальчика, либо считали, что он занимается “ерундой”. Когда среди знакомых появился Николай Васильев, рассказчик обратился к нему со своими вопросами. Ответ друга шокировал автора. Николай сказал: «живи своим умом!». Он не хотел навязывать свои убеждения рассказчику, потому что считает, что это «свинство». Этот пример показывает, что очень важно постигать мир самому, опираясь на собственные, а ни чьи-то мысли.
Таким образом, мысль – это главная свобода человека. Из этого следует, что не надо полагаться на чьё-то мнение, а нужно иметь своё.
Позиция автора ясна. Алексей Максимович Горький считает, что нужно жить своим умом.
Я согласен с позицией автора. Не надо бездумно доверять чужому мнению. Например, герой романа Тургенева «Отцы и дети» Аркадий буквально боготворил своего приятеля нигилиста Базарова. Большой промежуток времени он слепо слушал и шёл за своим другом. Но в один день они разругались. После этого случая жизнь Аркадия повернулась в лучшую сторону. У него появилось своё мнение обо всём на свете. Он стал жить полноценной жизнью.
Таким образом, действительно люди должны думать сами, а не опираться на чужие мысли и убеждения.
Здравствуйте, Никита!
Вы списали большую часть сочинения с сайта стобалльник или критика24 — по сути, это 0 баллов. Если вы планируете на экзамене тоже списывать — не отнимайте время у экспертов. Но тем не менее.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.
Друг главного героя был убеждён, что единственная доступная человеку свобода — это свобода мысли... Этот пример показывает, что самая главная свобода человека – это свобода мысли. |
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Размышляя над этим вопросом, автор вспоминает своего приятеля Николая Захаровича Васильева. Друг главного героя был убеждён Когда рассказчик был маленьким |
У вас нарушена логика повествования: в первом примере рассказывается про Николая Васильева, а во втором он как бы вновь появляется. Второй пример по логике должен быть первым.
Таким образом, мысль – это главная свобода человека. Из этого следует, что не надо полагаться на чьё-то мнение, а нужно иметь своё. Позиция автора ясна. Алексей Максимович Горький считает, что нужно жить своим умом. |
Повтор одной и той же мысли.
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Этот пример показывает, что очень важно постигать мир самому, опираясь на собственные, а ни чьи-то мысли. |
НЕ чьи-то мысли
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Николай сказал: «живи своим умом!». |
Большая буква в начале прямой речи, точка после восклицательного знака не нужна.
Например, герой романа Тургенева «Отцы и дети» Аркадий буквально боготворил своего приятеля ЗПТ или ТИРЕ нигилиста Базарова. |
Приложение, нужен какой-то знак.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Он не хотел навязывать свои убеждения рассказчику, потому что считает, что это «свинство». |
Видо-временная несоотнесенность
Большой промежуток времени он слепо слушал и шёл за своим другом. |
слушал друга, шел за другом — нарушение в построении предложения с однородными членами
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
Большой промежуток времени он слепо слушал и шёл за своим другом. |
Некорректное выражение
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Никита, могу только посоветовать писать сочинения самостоятельно.
Удачи!