Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Должен ли человек проявлять милосердие по отношению к врагу?

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


19.02.2023 19:08:38
Автор: Егор Лебедев

Должен ли человек проявлять милосердие по отношению к врагу? Над этим вопросом размышляет Ю.Бондарев в предложенном для анализа тексте.
Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор рассказывает о Гранатурове, который был готов растерзать пойманного в плен немца. Поскольку враги жестоко обошлись с его родителями. В то же время писатель акцентирует внимание читателя на том, что Гранатуров хотел выместить всю ненависть к немцам на нем, не проявив ни капли милосердия.
Совсем иначе вел себя Никитин. Он сказал: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!», чтоб защитить немца от разгневанного Гранатурова. Так автор приводит читателя к мысли о том, что Никитин проявил милосердие к врагу и был готов пожертвовать собой ради пленного.
Примеры противопоставлены друг другу. Гранатуров не проявил милосердие к врагу по сравнению с Никитиным, который был готов умереть, чтобы пленного не растерзали. Противопоставление примеров позволяет увидеть, что люди могут по разному относиться к врагу.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что  человек должен оставаться добродушным по отношению к врагу.
Я согласен с позицией автора. Человек не должен быть жестоким к врагу. Давайте представим, что вы видите валяющегося на дороге одноклассника, который вас задирал. Ему стало плохо, несмотря на то, что он вас задирал, вы помогли однокласснику , и он пересмотрел свое отношение к вам. Тем самым вы лишились врага и обрели нового друга.
Прочитав текст Ю.Бондарева, я задумался, смогу ли я проявить милосердие по отношению к врагу.
Количество слов - 240

Здравствуйте, Егор!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что  человек должен оставаться добродушным по отношению к врагу.

Да что вы! Человек должен проявлять добродушие по отношению к врагу? Вы неверно подбираете слова. Не проявлять излишнюю жестокость и сохранять человечность в любых условиях — это не то же самое, что проявлять добродушие к врагу. Снимаю балл за логику.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К3.

был готов пожертвовать собой ради пленного.
был готов умереть, чтобы пленного не растерзали.

Вы знаете, это такой оборот: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!», свидетельствующий о серьезности намерений. Ни о каких жертвах тут речи не идет.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме

В то же время писатель акцентирует внимание читателя на том

Так автор приводит читателя к мысли о том

Однотипные конструкции с читателем...

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

люди могут по разному относиться к врагу.

по-разному

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор рассказывает о Гранатурове, который был готов растерзать пойманного в плен немца. Поскольку враги жестоко обошлись с его родителями.

Необоснованная парцелляция.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Давайте представим, что вы видите валяющегося на дороге одноклассника, который вас задирал. Ему стало плохо, несмотря на то, что он вас задирал, вы помогли однокласснику , и он пересмотрел свое отношение к вам.

Повторы, валяющегося — стилистически не очень хорошо.

И лучше было бы иначе построить предложения: ...видите задиру-одноклассника, которому стало плохо. Несмотря на то что...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Егор, вы хорошо выстраиваете рассуждение, только некоторые фраз понимаете слишком буквально. Последите за формулировками и повторами, чтобы не допустить неточностей.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку