Запомни!
Проблема ценности красоты природы
-
Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы(1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
(6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
(12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
(16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
(28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
(30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
(35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
(38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
(39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
(45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
(48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
(По В. Крупину*)
* Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
Автор с помощью описания природы раскрывает поднятый вопрос. Рассказывая о красоте реки Лубань, затерянной где-то в притоках Вятки, Куприн демонстрирует всю важность красоты нетронутой природы .
Рассказывая свою историю том, как он созерцал окружающие его красоты вокруг реки Лубань, Куприн описывает совершенно удивительную картину, наблюдаемого им, пейзажа . Рассказывая то как магически звучат старые деревья, упавшие в реку, как журчит сама река, как “разговаривают” птицы и рыбы, обсуждая неизвестного им наблюдателя. Этот пример показывает всё великолепие и волшебной красоты девственной природы .
Другим моментом, о котором рассказал автор, удивительный выход лосихи и лосёнка к реке. Куприн с трепетом описывает, поведение мамы и её малыша. Читатель, так же с замиранием сердца, наблюдает с рассказчиком за животным миром. В этом примере автор показывает, на сколько природа, на самом деле, уязвима. Эта лосиха и её лосёнок совершенно беззащитны.
Обе эти истории дополняют друг друга и помогают лучше осознать всю важность природы. Так же понять весь трепет отношения автора к природе можно из того, как старательно Куприн пытается сберечь тайну этого места, лишь примерно указывая то место, где он созерцал природу.
Лично я считаю, что вся ценность природы в том, что она не сотворена человеком. Великие озёра, долина реки Колорадо, Марсово Поле – всё это сформировалось само по себе, благодаря сложнейшим и зачастую случайными природными процессами. Я прекрасно помню, как я однажды в походе на Каракольские озёра, проснулся ранним утром и увидел картину, какую никто, вероятно, до меня не наблюдал. Туман обьял всё пространство, оставив лишь голубую, чистейшую воду, в которой отражались горы, деревья и плывущие по озёрному зеркалу уточки. Но несмотря на то, что ту фотографию, где было сохранено всё волшебство момента, я утратил, я не сожалею об этом, так как я на всегда запомнил это чудо.
Тем и важна природа для человека, словно искусство она возбуждает в нём эмоции. Природа дарует нам чувство прекрасного и великого. Однако уникальность природы в том, что она никогда не повторится, потому беречь необходимо любой из природных участков.
Здравствуйте, Алла!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пояснения засчитываю с натяжкой, они очень краткие и формальные.
Обе эти истории дополняют друг друга и помогают лучше осознать всю важность природы. Так же понять весь трепет отношения автора к природе можно из того, как старательно Куприн пытается сберечь тайну этого места, лишь примерно указывая то место, где он созерцал природу. |
Нет анализа связи. Вы просто указали на дополнение, но не проанализировали этот способ связи и не обосновали его. Второе предложение сообщает новый факт, новый пример, он вообще тут лишний. Нарушение логики.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Нет позиции автора. Где ответ на вопрос «почему так ценна природная красота»?
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
При обнулении позиции автора не засчитывается и своя позиция.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Лично я считаю, что вся ценность природы в том, что она не сотворена человеком. |
Непонятна ваша мысль. Надо пояснить.
Кроме того, вы высказываете в сочинении ЕГЭ не просто любые ваши мысли, а свое отношение к позиции автора.
Природа дарует нам чувство прекрасного и великого. Однако уникальность природы в том, что она никогда не повторится, потому беречь необходимо любой из природных участков. |
Почему стоит противительный союз?
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нарушения точности выражения мысли, большое количество речевых ошибок.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл
Читатель, так же с замиранием сердца, наблюдает с рассказчиком за животным миром. |
Так же понять весь трепет отношения автора к природе можно из того |
Союз, пишется слитно
В этом примере автор показывает, на сколько природа, на самом деле, уязвима. |
насколько
Туман обьял всё пространство |
объял
я не сожалею об этом, так как я на всегда запомнил это чудо. |
навсегда
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Куприн описывает совершенно удивительную картину, наблюдаемого им, пейзажа. |
Причастный оборот до определяемого слова не обособляется.
Рассказывая то ЗПТ как магически звучат старые деревья, упавшие в реку, как журчит сама река, как “разговаривают” птицы и рыбы, обсуждая неизвестного им наблюдателя. |
Придаточное предложение
Куприн с трепетом описывает, поведение мамы и её малыша. |
Необособленное дополнение
В этом примере автор показывает, на сколько природа, на самом деле, уязвима. |
Не вводное сочетание
Я прекрасно помню, как я однажды в походе на Каракольские озёра, проснулся ранним утром и увидел картину, какую никто, вероятно, до меня не наблюдал. |
Запятая стоит между подлежащим и сказуемым.
Тем и важна природа для человека, словно искусство ЗПТ она возбуждает в нём эмоции. |
Вторая часть раскрывает содержание первой, уместно двоеточие
Сравнительный оборот
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
В.Н. Куприн, описывая природные красоты, предлагает читателям порассуждать над тем: “Почему так ценна природная красота?” |
Повторы
Нарушение в построении предложения с косвенной речью, вот так корректно:
В.Н. Куприн, описывая природные красоты, предлагает читателям порассуждать над тем, почему так ценна природная красота.
рассуждать О том
Рассказывая то как магически звучат старые деревья, упавшие в реку, как журчит сама река, как “разговаривают” птицы и рыбы, обсуждая неизвестного им наблюдателя. |
Деепричастный оборот не может быть в отдельном предложении
ТО — лишнее указательное местоимение
Этот пример показывает всё великолепие и волшебной красоты девственной природы. |
Союз лишний.
Другим моментом, о котором рассказал автор, удивительный выход лосихи и лосёнка к реке. |
Части предложения не связаны друг с другом.
благодаря сложнейшим и зачастую случайными природными процессами |
Части предложения не связаны друг с другом.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Автор с помощью описания природы раскрывает поднятый вопрос. |
Некорректное предложение.
Рассказывая о красоте реки Лубань, затерянной где-то в притоках Вятки, Куприн демонстрирует всю важность красоты нетронутой природы. Рассказывая свою историю том, как он созерцал окружающие его красоты вокруг реки |
Повторы
Куприн описывает совершенно удивительную картину, наблюдаемого им, пейзажа |
Лексическая несочетаемость
Другим моментом, о котором рассказал автор, удивительный выход лосихи и лосёнка к реке. |
Некорректные выражения
Так же понять весь трепет отношения автора к природе можно из того, как старательно Куприн пытается сберечь тайну этого места, лишь примерно указывая то место, где он созерцал природу. |
трепетное отношение
понять... можно из того, как... — неудачное построение предложения
Природа дарует нам чувство прекрасного и великого. |
Что такое чувство великого? Мне такое неизвестно.
Однако уникальность природы в том, что она никогда не повторится, потому беречь необходимо любой из природных участков. |
Что значит повторится применительно к природе? Вы некорректно выражаете мысли.
Повторы. Любой из природных участков — неудачное выражение.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов
В.Н. Куприн |
Это другой писатель — Крупин
реки Лубань |
Лобань
Алла, вам стоит уделить серьезное внимание подготовке к сочинению. Вы плохо знакомы со структурой этой работы, у вас отсутствуют важные элементы, а в остальных есть серьезные недочеты. Большие проблемы и с речью, и с грамотностью. Вам придется потрудиться, чтобы достойно сдать экзамен.
Удачи!