ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
В чем заключается творчество?
-
Текст: Е. М. Богат. О творчестве(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
(5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
(12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
(30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
Раскрывая обозначенную проблему, Е.М.Богат размышляет над понятием творчества, его проявлении и влиянии на каждого из нас. Автор отмечает, что многие люди дают на поставленный вопрос «самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир». Из этих строк можно сделать вывод, что для большинства из нас это понятие весьма обширно, ведь оно включает в себя великие творения, которые вносят в наш мир много нового и интересного.
Но, продолжая свои размышления, писатель указывает, что «творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость». Эти слова доказывают, что не всегда приведённое понятие подразумевает под собой нечто «великое», оно также содержится и мельчайших жизненных моментах, ведь если человек-личность, то «непременно творческая!».
Именно такое яркое противопоставление, показанное в двух примерах-иллюстрациях, позволяет понять, что творчество может проявляться и в грандиозных произведениях, и в повседневных ситуациях. Анализ обоих примеров помогает разобраться в позиции автора.
Е.М. Богат убеждён в том, что творчество содержится не только в новшествах и великих произведениях искусства, но и в чём-то будничном, например: в поступках человека, его жестах, улыбках, иных скромных ежедневных действиях.
Трудно не согласиться с позицией автора, я тоже считаю, что приведённое понятие можно рассмотреть в самых простых жизненных ситуациях. Так, в произведении М. Гелприна «Свеча горела», кроме чтения великих произведений литературы, творчество для главного героя заключалось и в ежедневных занятиях, которыми он вдохновлялся, борясь с бездуховностью детей.
Таким образом, мы приходим к выводу, что творчество может заключаться не только в создании художественных новинок, но и в бытовых мелочах, которые окружают каждого из нас повсюду. Ведь добрый поступок, чья-то улыбка или же протянутая рука помощи, могут творить чудеса.
Здравствуйте, Диана!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь примеров проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Эти слова доказывают, что не всегда приведённое понятие подразумевает под собой нечто «великое», оно также содержится и мельчайших жизненных моментах, ведь если человек-личность, то «непременно творческая!». |
Не вполне понятно. Почему человек — творческая личность?..
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Е.М. Богат убеждён в том, что творчество содержится не только в новшествах и великих произведениях искусства, но и в чём-то будничном, например: в поступках человека, его жестах, улыбках, иных скромных ежедневных действиях. |
Недочет. Нет необходимости в двоеточии. Снова признак канцелярского стиля.
Ведь добрый поступок, чья-то улыбка или же протянутая рука помощи, могут творить чудеса. |
Вы так тщательно проверили пунктуацию, и только в последнем предложении ошибка! Запятая стоит между подлежащим и сказуемым.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Раскрывая обозначенную проблему, Е.М.Богат размышляет над понятием творчества, его проявлении и влиянии на каждого из нас. |
над проявлениЕМ, и влияниЕМ
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Стиль:
Раскрывая обозначенную проблему, Е.М.Богат размышляет над понятием творчества, его проявлении и влиянии на каждого из нас. Автор отмечает, что многие люди дают на поставленный вопрос Эти слова доказывают, что не всегда приведённое понятие подразумевает под собой (понятие — это творчество?.. почему не сказать: не всегда под творчеством понимают...) приведённое понятие можно рассмотреть в самых простых жизненных ситуациях. |
Это элементы, которые указывают на канцеляризмы, как будто это речь для трибуны. Без них можно было обойтись. Недочет, но может быть и стилистической ошибкой.
Эти слова доказывают, что не всегда приведённое понятие подразумевает под собой нечто «великое», оно также содержится и мельчайших жизненных моментах, ведь если человек-личность, то «непременно творческая!». |
Понятие содержится?..
мельчайших жизненных моментах → мелких бытовых реалиях
творчество содержится не только в новшествах и великих произведениях искусства |
новшества — неточно подобранное слово, слишком широкий смысл
Выделенная фраза — лексическая несочетаемость.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Диана, слишком пафосно пишете :) Вы склоняетесь к канцелярскому стилю, но пока еще держитесь на грани. Иногда ученики считают, что так красиво и правильно. Нет. Те обороты, которые вы употребляете, — черта официально-делового стиля. У сочинения ЕГЭ другой стиль. В остальном все культурно и грамотно, за исключением некоторых речевых шероховатостей. Так что вы уверенно движетесь к максимуму!