Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова роль матери в жизни человека?

  • Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери
    (1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
    (4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
    (7)Все в мире открывала Андрею мать.
    — (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
    — (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
    (12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
    — (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
    — (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
    (20)Мать ответила радостным смехом:
    — (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
    (22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
    (23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
    — (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
    (27)Мать ответила:
    — (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
    (31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
    (32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
    (37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
    (40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
    — (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
    — (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
    (52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
    — (53)Здравствуй, милый!
    (54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
    (По Ф. Вигдоровой*)
    * Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
13.02.2023 20:21:04
Автор: Емельяна Марабаева

Какова роль матери в жизни человека? Именно над этим вопросом размышляет в своём тексте Фрида Абрамовна Вигдорова.

Рассказывая историю главного героя Андрея и его матери, автор подчёркивает важность взаимоотношений ребёнка и мамы. Андрей уже будучи взрослым человеком вспоминает детство. Мама для него была проводником в жизнь: «Все в мире открывала Андрею мать.» Герой познавал  этот мира, его красоту и тайны от самой родной женщины: «Послушай, как тихо, — говорила она. И он понял, что тишину можно слушать.» Мы можем сказать, что маленький мальчик Андрей получил свои самые первые знания от мамы, именно она стояла у истоков формирования его личности и в её руках было будущее сына.

Далее герой вспоминает один случай из своего детства. Андрею поручили записывать фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене, мальчик не знал как ему поступить, и тогда мама посоветовала ему всегда записывать только свою фамилию: «Пиши! Да только всегда одну фамилию — свою собственную.» Таким образом, мы понимаем, что мама научила его не выдавать товарищей, быть преданным другом, одноклассником и человеком.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, какую важную роль играет мама в жизни человека. Ведь именно она открывает для своего ребёнка дверь в неизведанный мир, полный загадок и опасностей. Мама учит быть верным и благородным.

Позиция автора не лежит на поверхности, но я думаю, что Ф.А. Вигдорова считает роль матери ключевой  в судьбе каждого человека.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, мама даёт своему ребёнку самые основные знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Вспомним роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Одна из главных героинь произведения Наташа Ростова на протяжении всей жизни была в отличных отношениях с матерью. Дочь уважала и прислушивалась к её советам. Мы понимаем, что такие тёплые взаимоотношения матери и дочери в последствии отразились на будущем Наташи Ростовой, она стала замечательной матерью для своих детей и любящей женой для мужа.

Подводя итог, хочется сказать, что роль матери в жизни человека сложно переоценить. Мамы  делают огромный вклад в своих детей, они прививают любовь к окружающим, преподают уроки нравственности и помогают в решении самых разным жизненных проблем.
Количество слов - 340

Здравствуйте, Емельяна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, какую важную роль играет мама в жизни человека. Ведь именно она открывает для своего ребёнка дверь в неизведанный мир, полный загадок и опасностей. Мама учит быть верным и благородным.

Почетче анализируйте связь. В чем проявляется дополнение? У вас два примера порознь. Например:

Примеры дополняют друг друга и показывают влияние матери на развитие человека: она не только открывает для ребёнка красоту мира, но и учит строить взаимоотношения с другими людьми в этом мире.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ведь именно она открывает для своего ребёнка дверь в неизведанный мир, полный загадок и опасностей.

Очень удивительно, что мама открывает дверь в мир, полный опасностей... В этом ее роль, получается?.. Мир наш полон опасностей, безусловно, но в данном контексте неуместно так говорить. Фраза вызывает недоумение.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балл

в последствии отразились

впоследствии — наречие пишется слитно

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Андрей ЗПТ уже будучи взрослым человеком ЗПТ вспоминает детство.

Деепричастный оборот

«Все в мире открывала Андрею мать.»
И он понял, что тишину можно слушать.»
свою собственную.»

Точка всегда стоит ЗА кавычками. Недочет.

Герой познавал  этот мира, его красоту и тайны от самой родной женщины: «Послушай, как тихо, — говорила она. И он понял, что тишину можно слушать.»

В тексте это диалог. Вам стоило поставить точку вместо двоеточия, начать новое предложение. Недочет. Предлагаю такое оформление:

«—Послушай, как тихо, — говорила она. И он понял, что тишину можно слушать».

Мы можем сказать, что маленький мальчик Андрей получил свои самые первые знания от мамы, именно она стояла у истоков формирования его личности ЗПТ и в её руках было будущее сына.

Сложносочиненное предложение

мальчик не знал ЗПТ как ему поступить

Сложноподчиненное предложение

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Герой познавал  этот мира, его красоту и тайны от самой родной женщины:

Неверное управление. Узнавал от кого-то... познавать от кого-то нельзя.

Дочь уважала и прислушивалась к её советам.

уважала кого? её, прислушивалась к чему? — нарушение построения предложения с однородными членами

10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Герой познавал  этот мира, его красоту и тайны от самой родной женщины:

Очень странно смотрится такой оборот. Лучше: самого родного человека.

стояла у истоков формирования его личности

Стилистически неуместное выражение, говорите проще. Недочет.

Таким образом, мы понимаем, что мама научила его не выдавать товарищей, быть преданным другом, одноклассником и человеком.

Неуместен ряд однородных членов. Вполне достаточно было одного.

Позиция автора не лежит на поверхности

Неудачный оборот

Мы понимаем, что такие тёплые взаимоотношения матери и дочери в последствии отразились на будущем Наташи Ростовой, она стала замечательной матерью для своих детей и любящей женой для мужа.

Повторы

Выделенные красным слова дублируют друг друга. Лучше так: Мы понимаем, что такие тёплые взаимоотношения в семье отразились на будущем Наташи Ростовой: она сама стала прекрасной матерью и любящей женой.

Мамы  делают огромный вклад в своих детей

Некорректно, вклад делают в банки. Матери многое вкладывают в своих детей.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Емельяна, сочинение неплохое, есть только много мелких недочетов. Проанализируйте их и попытайтесь избегать. И слишком пафосных выражений лучше не употребляйте. Во-первых, школьники часто употребляют их неправильно, во-вторых, не всегда они стилистически уместны.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку