Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Кого можно назвать творческим человеком?
-
Текст: Е. М. Богат. О творчестве(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
(5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
(12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
(30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
Раскрывая проблему, автор рассуждает над тем, что же такое творчество. Писатель убеждён, что нельзя делить людей на способных творить и рождать новое, великое и «обыкновенных». Е.М.Богат считает, что каждый человек индивидуален, каждое его действие, даже самое обыденное, он делает по-своему, вкладывая частичку себя.
Автор также не соглашается со схематичным представлением устройства личности. Ведь человек слишком сложен и многообразен, чтобы вписаться в такие узкие и примитивные рамки. Писатель считает, что в каждом человеке скрыт талант, который может проявиться в любой момент.
Оба примера дополняют друг друга и помогают понять, что каждый человек особенный, каждый способен творить.
Позиция автора ясна, Е.М.Богат считает, что не бывает бездарных людей, ведь творчество проявляется во всем: даже в самых простых, повседневных вещах.
Я полностью согласен с позицией писателя. Каждый из нас уникален, со своим неповторимым характером и внутренним миром. Даже у самого, на первый взгляд, «простого» человека есть те черты, которые свойственные только ему, те вещи, которые получаются у него по-особенному.
Подводя итог, можно сказать, что творческим человеком можно назвать каждого из нас. Творчество скрыто во всех наших действиях, во всех деталях, которые нас окружают, нужно лишь научиться это видеть.
Здравствуйте, Илья!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Раскрывая проблему, автор рассуждает над тем, что же такое творчество. Писатель убеждён, что нельзя делить людей на способных творить и рождать новое, великое и «обыкновенных». Е.М.Богат считает, что каждый человек индивидуален, каждое его действие, даже самое обыденное, он делает по-своему, вкладывая частичку себя. |
Как ваш вывод раскрывает тему? Как индивидуальность человека и тот факт, что он вкладывает частичку себя, связаны с творчеством?.. Вы не довели рассуждение до конца. Это может привести к обнулению примера.
Автор также не соглашается со схематичным представлением устройства личности. Ведь человек слишком сложен и многообразен, чтобы вписаться в такие узкие и примитивные рамки. Писатель считает, что в каждом человеке скрыт талант, который может проявиться в любой момент. |
Что такое «человек многообразен»?.. У автора сказано иначе. В какие «такие» рамки он не может вписаться? Где вы эти рамки описываете? Непонятно. Пример ваш непонятен, а пояснение логически с ним не связано.
Оба примера дополняют друг друга и помогают понять, что каждый человек особенный, каждый способен творить. |
Смысловая связь не проанализирована. Сказано лишь о том, для чего нужны два примера. А про дополнение ничего не сказано.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Кого можно назвать творческим человеком? Позиция автора ясна, Е.М.Богат считает, что не бывает бездарных людей, ведь творчество проявляется во всем: даже в самых простых, повседневных вещах. |
Позиция теоретически определена верно, но эта фраза не является ответом на проблемный вопрос. Кроме того, этот вывод никак не следует из вашего рассуждения. Где написано про повседневные, простые вещи, в которых проявляется творчество? Риск обнуления критерия.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Не вижу примера в вашей аргументации. Вы повторяете то, что уже было в тексте автора.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
См. К2.
Даже у самого, на первый взгляд, «простого» человека есть те черты, которые свойственные только ему |
Снова про уникальные черты, это само по себе никак не связано с творчеством.
Творчество скрыто во всех наших действиях, во всех деталях, которые нас окружают, нужно лишь научиться это видеть. |
Не совсем так. Не во всех действиях, я могу привести примеры действий, где нет никакого творчества.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
автор рассуждает над тем |
рассуждать О / размышлять НАД, О
Автор также не соглашается со схематичным представлением устройства личности. |
представление ОБ устройстве
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Автор также не соглашается со схематичным представлением устройства личности. |
Фразу понять нельзя. Не старайтесь писать излишне красиво и не употребляйте подряд несколько существительных в Р. п., это признак официально-делового стиля. Не соглашаться с представлением — лексическая несочетаемость.
Каждый из нас уникален, со своим неповторимым характером и внутренним миром. |
Лучше: Каждый из нас уникален, обладает неповторимым характером и внутренним миром.
Даже у самого, на первый взгляд, «простого» человека есть те черты, которые свойственные только ему, те вещи, которые получаются у него по-особенному. |
Вещи не употребляйте в сочинении, это слово стилистически неуместно.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Илья, вам стоит уделить серьезное внимание логике рассуждения. Если бы кто-нибудь прочитал ваше сочинение, не видя исходного текста, он бы не понял ничего. Надо стремиться писать так, чтобы все было прозрачно. Поучитесь писать грамотный комментарий и анализировать смысловую связь, пока этот абзац кажется формальным. Позиция автора — это точный ответ на проблемный вопрос, соотносите их. Аргументируя свою позицию, приводите внятный пример. Серьезный риск обнуления многих критериев. С точки зрения грамотности все неплохо, поработайте над содержанием.
Удачи!