Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
проблема воспитания
-
Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
(7)Все в мире открывала Андрею мать.
— (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
— (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
— (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
— (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
(20)Мать ответила радостным смехом:
— (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
(22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
(23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
— (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
(27)Мать ответила:
— (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
(31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
(32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
(40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
— (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
— (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
(52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
— (53)Здравствуй, милый!
(54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
(По Ф. Вигдоровой*)
* Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
Автор знакомит нас с Андреем и его мамой, которая научила замечать простые вещи, наслаждаться весной и уметь слышать тишину. Она вместе с сыном фантазировала: «Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. «…» А кленовые — как будто след птичьей лапки.». Но тогда мальчик даже не мог подумать, что это все и есть воспитание. Именно мама показала Андрею, что мир – это место любви и тепла.
Помимо этого, женщина научила сына ценить дружбу и друзей. Когда учительница попросила Андрея записывать фамилии тех, кто плохо себя ведет, мама сказала: «Пиши! Да только всегда одну фамилию — свою собственную.». Думаю, это было лучшее решение. Она прививала сыну те ценности, которые необходимы хорошему человеку.
Оба примера дополняют друг друга. Благодаря этому читатель может понять, какое должно быть воспитание ребенка.
Позиция автора в тексте очевидна – чтобы воспитать из ребенка человека, нужно как можно больше проводить с ним времени, быть с ребенком на одной волне, фантазировать и отвечать на интересующие его вопросы.
Я согласна с мнением автора. Ведь чтобы вырастить настоящего и доброго человека родители должны вкладываться в него и постоянно уделять ему внимание. Я думаю, что именно родители закладывают в детей самые главные и важные для человека ценности. Чтобы подтвердить свое мнение я хочу обратиться к произведению Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», где отец воспитал хорошего сына. Перт Гринев берег честь, был настоящим патриотом и честно служил своей Родине. Даже перед выбором между жизнью и смертью, он оставался верен себе. Думаю, что хорошее воспитание – это залог успеха в будущем.
Таким образом, хорошее воспитание является неотъемлемой частью каждого ребенка.
Здравствуйте, Вероника!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.
Лучше: как воспитать ребенка хорошим/достойным человеком?
K2 - Комментарий: + 3 балла
Именно мама показала Андрею, что мир – это место любви и тепла. |
Как это пояснение соотносится с примером? Как фантазия и умение замечать мелочи связаны с таким глобальным (и не вполне корректным) определением мира? Кроме этой фразы никакого пояснения я не вижу, такое засчитать не могу.
Помимо этого, женщина научила сына ценить дружбу и друзей. <...> Думаю, это было лучшее решение. Она прививала сыну те ценности, которые необходимы хорошему человеку. |
Только первое предложение вас спасает. А конец пояснения ни о чем конкретном не говорит.
Оба примера дополняют друг друга. Благодаря этому читатель может понять, какое должно быть воспитание ребенка. |
Это недостаточный анализ связи. Нужно показать роль каждого из примеров, обосновать связь — дополнение, благодаря чему этому читатель может понять...
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Из вашего примера неясно, какое воспитание дал отец Петру Гриневу и каким именно он вырос человеком; как он служил родине и что там был за выбор между жизнью и смертью. Балл за аргумент оставляю, но снижаю за логику.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
См. К4.
Думаю, что хорошее воспитание – это залог успеха в будущем. Таким образом, хорошее воспитание является неотъемлемой частью каждого ребенка. |
У вас предпоследняя фраза больше тянет на финал, чем последняя.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Она вместе с сыном фантазировала: «Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. «…» А кленовые — как будто след птичьей лапки.». |
Пропуск целого предложения оформляется в треугольных скобках, а не в кавычках: <...>. Точка до кавычек не ставится. Я не засчитываю эту ошибку, возможно, вы не нашли угловых скобок.
Позиция автора в тексте очевидна – чтобы воспитать из ребенка человека, нужно как можно больше проводить с ним времени, быть с ребенком на одной волне, фантазировать и отвечать на интересующие его вопросы. |
Уместнее поставить двоеточие.
Ведь чтобы вырастить настоящего и доброго человека ЗПТ родители должны вкладываться в него и постоянно уделять ему внимание. |
Сложноподчиненное предложение
Чтобы подтвердить свое мнение ЗПТ я хочу обратиться к произведению Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», где отец воспитал хорошего сына. |
Сложноподчиненное предложение
Даже перед выбором между жизнью и смертью, он оставался верен себе. |
Необособленное обстоятельство
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Я согласна с мнением автора. Ведь чтобы вырастить настоящего и доброго человека родители должны вкладываться в него и постоянно уделять ему внимание. |
Неоправданная парцелляция.
Даже перед выбором между жизнью и смертью, он оставался верен себе. |
Неуместный предлог. Фразу лучше перестроить: выбирая между жизнью и смертью...
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Автор знакомит нас с Андреем и его мамой, которая научила замечать простые вещи, наслаждаться весной и уметь слышать тишину. |
Научила (кого?) — речевая недостаточность
Научила... уметь?.. — речевая избыточность (если уметь, то слУшать)
Именно мама показала Андрею, что мир – это место любви и тепла. |
Некорректная фраза. Мир — место — уже вызывает сомнения такое определение. Место любви и тепла — некорректен родительный падеж как минимум.
Позиция автора в тексте очевидна – чтобы воспитать из ребенка человека, нужно как можно больше проводить с ним времени, быть с ребенком на одной волне, фантазировать и отвечать на интересующие его вопросы. |
Кого еще можно воспитать из ребенка, если не человека? Речевая недостаточность.
Повторы слова
На одной волне — стилистически неуместное выражение
Ведь чтобы вырастить настоящего и доброго человека родители должны вкладываться в него и постоянно уделять ему внимание. |
настоящего И доброго — почему определения однородные?.. это противоречит логике
вкладываться в него — не очень уместно стилистически
Я думаю, что именно родители закладывают в детей самые главные и важные для человека ценности. |
Тавтология, главные и важные, по сути, одно и то же тут.
Чтобы подтвердить свое мнение я хочу обратиться к произведению Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», где отец воспитал хорошего сына. |
Здесь уместно в котором, а лучше: в котором рассказывается...
Таким образом, хорошее воспитание является неотъемлемой частью каждого ребенка. |
Воспитание не может быть частью ребенка.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Вероника, логичнее выстраивайте комментарий и аргументацию и поучитесь писать развернутый анализ связи. Поработайте над речью и пунктуацией, там много проблем.
Удачи!