Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какое значение имеет труд для людей?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
29.01.2023 21:43:22
Автор: Иван Комов

    Какое значение имеет труд для людей? Борис Львович Васильевич в своём тексте затрагивает эту проблему.
    Сперва Борис Васильев рассказывает, как их семья проводила вечера: “Отец сапожничает, столярничает или слесарничает…Мать и тетка, тоже латают, штопают или перешивают…” Так автор демонстрирует, что для них это являлось обычным вечерним отдыхом. Этим он показывает, что раньше люди, при желании отдохнуть, просто меняли деятельность, но всё также продолжали трудиться.
    Потом писатель делает акцент на том, что даже в словаре Даля нет такого понятия, как “отдых”. Автор говорит, что “…для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным”. Это доказывает, что труд забирал большую часть времени людей.
Эти примеры в совокупности друг с другом дают понять, что труд играл важную роль в жизни людей.
    Борис Васильев своим текстом хочет донести, что для человека труд не заменим, ведь благодаря нему до нас жили множество поколений.
    Я согласен с позицией автора, в подтверждение чего хочу привести пример из произведения Андрея Платонова "Юшка ". Ефим, стремящийся помочь сироте, работал не покладая рук. С утра до вечера он трудился в кузнице, отвлекаясь только на еду. Для него труд был важной частью жизни, ведь только благодаря нему он смог сделать из обычной девочки достойного врача, которая после смерти "главного опекуна" смогла своим трудом помочь больным людям в деревне.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что труд является основной частью жизни людей, и даже сам отдых в по-хорошему должен сопровождаться хоть какой-то деятельностью.
Количество слов - 244

Здравствуйте, Иван!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Эти примеры в совокупности друг с другом дают понять, что труд играл важную роль в жизни людей.

Это не анализ связи. Это просто вывод. Надо проанализировать способ логической связи примеров. Пусть совокупность, как вы говорите.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Я согласен с позицией автора, в подтверждение чего хочу привести пример из произведения Андрея Платонова "Юшка ".

В вашей аргументации не хватает тезиса. Это приводит к снижению баллов по К5.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К4.

Ефим, стремящийся помочь сироте, работал не покладая рук.
Для него труд был важной частью жизни, ведь только благодаря нему он смог сделать из обычной девочки достойного врача, которая после смерти "главного опекуна" смогла своим трудом помочь больным людям в деревне.

Не вполне понятно, кто такой Ефим, «главный опекун» и кто такая сирота. И все дальнейшее тоже. Героев надо вводить в текст.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Этим он показывает, что раньше люди, при желании отдохнуть, просто меняли деятельность, но всё также продолжали трудиться.

всё так же — местоимение с частицей

Борис Васильев своим текстом хочет донести, что для человека труд не заменим, ведь благодаря нему до нас жили множество поколений.

Пишется слитно краткое прилагательное без противопоставления.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Мать и тетка, тоже латают, штопают или перешивают…

У вас запятая стоит между подлежащим и сказуемым. Обидно, что это из-за невнимательного переписывания.

Этим он показывает, что раньше люди, при желании отдохнуть, просто меняли деятельность, но всё также продолжали трудиться.

Строго говоря, тут нет основания для обособления. Иногда в литературе можно встретить такие обособленные обороты, но вам не рекомендую. Недочет.

Автор говорит, что “…для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным”.

Когда цитата встраивается в придаточное предложение, многоточие не нужно.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

благодаря нему

благодаря ему

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Так автор демонстрирует, что для них это являлось обычным вечерним отдыхом. Этим он показывает, что раньше люди, при желании отдохнуть, просто меняли деятельность, но всё также продолжали трудиться.

Что это являлось отдыхом? На что из предыдущего предложения указывает местоимение? Такое времяпровождение — так было бы корректнее. Этим — чем этим? Лучше: Так он показывает...

Них тоже корректнее заменить: для его родных. Это недочет.

Эти примеры в совокупности друг с другом

В совокупности уже значит друг с другом. Тавтология.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что труд является основной частью жизни людей

Труд — основная, а какие еще?.. Корректнее: труд — основа жизни.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Борис Львович Васильевич

Будьте внимательны, переписывая фамилию автора. С этого года ужесточились требования к фактологической точности. Можно случайно потерять баллы.

Иван, у вас неплохое по структуре и содержанию сочинение, не слишком много ошибок. Поучитесь анализировать связь, недостаточно формального утверждения. Когда приводите пример, объясняйте вкратце необходимые детали сюжета, в расчете на читателя, который с произведением незнаком. Аккуратнее переписывайте: у вас и в цитате ошибка, и в фамилии автора.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку