Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема формирования нравственных ценностей

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
29.01.2023 20:37:54
Автор: uiyf;iuf

Автор затронул важную проблему формирования нравственных ценностей в семье.
Рассуждая о проблеме, автор обращает наше внимание на отношение его семьи к искусству: «Для всех нас искусство – … серьезный, исстари особо уважаемый труд». Писатель не понимает, что кто-то может воспринимать литературу «глазея, зевая, закусывая, болтая с соседкой» и осуждает это. Этот пример показывает, важность, которую несет искусство для семьи автора.
Кроме того, писатель отмечает, что книги представляют особую ценность в его семье и являются «излишеством». Упаковывая все книги, во время очередного переезда семьи, маленький рассказчик ощущает «великую ценность» книг, «человеческий труд, завещанный людям на века». В данном примере автор говорит о том, что книги несут огромную ценность для всего человечества.
Второй пример дополняет первый, помогая показать всю важность, которую представляют книги, искусство, литература для семьи автора.
Автор считает, что книги несут особую ценность для общества, в них вложена многовековая история, человеческий труд. Именно подобное отношение к искусству, литературе заложила в писателя его семья.
Невозможно не согласиться с точкой зрения автора. С самого детства бабушка учила меня занимать любую свободную минуту чтением книг, маленьких рассказов, стихов. Это помогло мне в дальнейшем стать грамотным человеком, обогатить свой внутренний мир.
В заключение еще раз хочу отметить, что нравственные ценности закладываются в человека его семьей и играют большую роль в развитии личности.

Количество слов - 208

Здравствуйте, uiyf;iuf!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Этот пример показывает, важность, которую несет искусство для семьи автора.

В данном примере автор говорит о том, что книги несут огромную ценность для всего человечества.

Второй пример дополняет первый, помогая показать всю важность, которую представляют книги, искусство, литература для семьи автора.

В первом примере важность искусства для семьи, во втором — для человечества, я сомневаюсь, что это связь дополнение. Анализируя связь, вы вообще игнорируете второй пример.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, но в нем нет тезиса. Риск потерять балл. Учитываю это в К5.

Пример с бабушкой я уже встречала в другой работе. Видимо, это откуда-то списанный шаблон.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К4.

Кроме того, писатель отмечает, что книги представляют особую ценность в его семье и являются «излишеством».

Неясно из вашего текста, почему они являются излишеством.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Писатель не понимает, что кто-то может воспринимать литературу ЗПТ «глазея, зевая, закусывая, болтая с соседкой» ЗПТ и осуждает это.

Деепричастный оборот

Этот пример показывает, важность, которую несет искусство для семьи автора.

Лишняя запятая

Упаковывая все книги, во время очередного переезда семьи, маленький рассказчик ощущает «великую ценность» книг, «человеческий труд, завещанный людям на века».

Необособленное обстоятельство

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Кроме того, писатель отмечает, что книги представляют особую ценность в его семье и являются «излишеством».

Васильев уже умер, в любом случае в примерах пишем прошедшее время.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Рассуждая о проблеме, автор обращает наше внимание на отношение его семьи к искусству

своей семьи

Этот пример показывает, важность, которую несет искусство для семьи автора.

Имеет важность

Упаковывая все книги, во время очередного переезда семьи, маленький рассказчик ощущает «великую ценность» книг, «человеческий труд, завещанный людям на века».

Рассказчик не маленький! Он рассказывает уже во взрослом возрасте. Если вы хотели подчеркнуть, что это было в детстве, нужно было ввести обстоятельства.

Именно подобное отношение к искусству, литературе заложила в писателя его семья.
нравственные ценности закладываются в человека его семьей

Заложить в кого? некорректно. Смысл получается буквальный.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

uiyf;iuf, четче выстраивайте комментарий, думайте о соотнесенности примеров, надо пояснить их связь, а не просто написать общие слова. Не забывайте тезис в аргументации. Поработайте над речью и грамотностью.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку