Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как война влияет на душевное состояние человека?

  • Текст: М. А. Шолохов. О войне
    (1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
    — (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
    — (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
    — (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
    (18)Николай досадливо поморщился, сказал:
    — (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
    (33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
    — (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
    (38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
    — (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
    — (42)Слушай, иди ты к черту!
    — (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
    (46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
    — (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
    — (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
    — (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
    (По М. Шолохову*)
    * Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
29.01.2023 18:45:06
Автор: Носов Дмитрий

Как война влияет на душевное состояние человека? Над этой проблемой ведёт своё рассуждение М. А. Шолохов.

Обращаясь к этой проблеме, автор обращает внимание на диалог двух товарищей. Николай считает, что нельзя так беспечно относиться к войне, как это делает Лопахин. В глазах Николая осталось одно лишь поражение и потеря товарищей: “…дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать?” – отвечает он Лопахину. Николай не может выйти из состояния беспокойства, находится в мрачном боевом настрое и не обращает внимания на красоту окружающей его природы.

Раскрывая эту проблему, автор указывает на то, что война по-разному влияет на людей. У Лопахина позитивный настрой. Он понимает, что сейчас не лучшее время для горя, нужно отслеживать врага и бить по нему. Весь мир вокруг Лопахина дарит ему счастье, будь то солнце или кувшинка. Радость отгоняет от него все негативные мысли и переживания, предоставляя уверенность в победе.

Шолохов, противопоставляя двух героев, ведёт нас к выводу о том, что каждый человек относится к войне по-своему. Кто-то уже не верит в чистое небо над землёй, в то время как кто-то другой переполнен храбростью и мужеством.

Сам Шолохов считает, что война может изменить людей, по-разному повлиять на их душевное состояние. Война раскрывает всю сущность человека, создавая для него опасные для жизни ситуации.

Я согласен с позицией автора. Действительно, если люди сталкиваются с какими-либо трудностями, то сразу начинают опускать руки. Необходимо бороться, жить, преодолевать все жизненные преграды, искать красоту в мелочах. Шолохов обращает внимание на влияние войны на душевное состояние человека в другом своём произведении “Тихий Дон”, где главный герой Григорий во время Первой Мировой войны верил в победу своей страны. Он боролся за свободу своей Родины, встречая на своём пути различные трудности. Григорий не отступил от войны, одолел вражеского офицера и вскоре был вознаграждён. Его характер показывает нам, что именно во время войны Григорий стал храбрым и целеустремлённым.

Таким образом, можно сказать, что в жизни полно невзгод, людям необходимо научиться переживать их. Война действительно меняет человека и всегда влияет на его душевное состояние и нравственные ценности по-разному.
Количество слов - 338

Здравствуйте, Дмитрий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Николай считает, что нельзя так беспечно относиться к войне, как это делает Лопахин.

Лопахин не относится беспечно, видимо, вы не знаете значение слова. Это могут счесть за ошибочное понимание текста, будьте внимательны.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

В глазах Николая осталось одно лишь поражение и потеря товарищей: “…дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать?” – отвечает он Лопахину.

Цитата не связана с вашим рассуждением. Непонятно, что сказал Лопахин, у вас только ответ.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Первой Мировой войны

пишется с маленькой буквы (не влияет на баллы)

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Шолохов обращает внимание на влияние войны на душевное состояние человека в другом своём произведении “Тихий Дон”

Тут либо запятая, либо тире, это уточнение.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Над этой проблемой ведёт своё рассуждение М. А. Шолохов.

Обращаясь к этой проблеме, автор обращает внимание

Нельзя вести рассуждение над проблемой.

Повторы

В глазах Николая осталось одно лишь поражение и потеря товарищей

Не в глазах они остались!

находится в мрачном боевом настрое

Если он мрачный, то это не боевой настрой. Нет у него боевого настроя.

Радость отгоняет от него все негативные мысли и переживания, предоставляя уверенность в победе.

Радость не может предоставлять уверенность — лексическая несочетаемость, корректно: вселяет уверенность

Кто-то уже не верит в чистое небо над землёй, в то время как кто-то другой переполнен храбростью и мужеством.

Повторы

Почему нельзя верить в чистое небо?.. И во время войны бывает такое. Вы имели в виду мирное.

переполнен храбростью и мужеством — лексическая несочетаемость

Война раскрывает всю сущность человека, создавая для него опасные для жизни ситуации.

Повторы

Григорий не отступил от войны

Нельзя отступить/не отступить от войны.

Война действительно меняет человека и всегда влияет на его душевное состояние и нравственные ценности по-разному.

У вас речь про одного человека. Это на разных людей война влияет по-разному.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Дмитрий, по содержанию сочинение неплохое, почти нет орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Но над речью вам надо основательно поработать. Вы некорректно выражаете мысли, это может привести к неправильному раскрытию темы и потере баллов и за содержание, и за логику.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку