Запомни!
Как воспитание влияет на формирование личности?
-
Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
(7)Все в мире открывала Андрею мать.
— (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
— (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
— (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
— (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
(20)Мать ответила радостным смехом:
— (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
(22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
(23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
— (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
(27)Мать ответила:
— (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
(31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
(32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
(40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
— (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
— (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
(52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
— (53)Здравствуй, милый!
(54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
(По Ф. Вигдоровой*)
* Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
Размышляя над проблемой, писательница рассказывает нам о семье из Калуги. Всё в мире показывала Андрею мать. В одном из эпизодов говорится о том, как мама показывала всю красоту природы Андрею, научила любить природу и радоваться мелочам: "Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу... А кленовые — как будто след птичьей лапки.". Тем самым, мама развивала в сыне умение замечать мелкие, но важные детали и радоваться самым незначительным мелочам.
Продолжая рассуждать над проблемой, автор показывает, каким примерным ребёнком вырос сын. Но из-за его хорошего поведения, ему доверили писать фамилии ребят, кто плохо ведёт себя на перемене. Но Андрей понимал: он не может это сделать. Он нашёл поддержку в матери, которая даёт ему правильный совет. Именно благодаря хорошему воспитанию, ребёнок сможет совершать правильные поступки.
Примеры дополняют друг-друга, благодаря которым мы можем понять, что воспитание взрослых играет важную роль в формировании личности ребёнка.
Вигдорова считает: роль воспитания ребёнка - это важная составляющая в любой семье. За счёт примерного воспитания ребёнка можно сделать по-настоящему высокодуховную и воспитанную личность.
Я согласен с мнением писательницы, роль воспитания очень большая. Ведь именно родные учат нас правильным манерам, как вести себя в обществе и нравственным ценностям. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" отец говорит сыну о том, что нужно "беречь честь смолоду". Благодаря этому наставлению Пётр и движется дальше, не вставая перед Емельяном Пугачёвым на колени. За счёт воспитания отца, в Петре Гринёве сформировалась высоконравственная личность с примерным поведением.
Таким образом, роль воспитания служит хорошим "фундаментом" для становления порядочным человеком и формированием в нём нравственных ценностей.
Здравствуйте, Никита!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована недостаточно. Вы просто указали роль (формальную, надо сказать), но не объяснили, как именно примеры дополняют друг друга.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Благодаря этому наставлению Пётр и движется дальше, не вставая перед Емельяном Пугачёвым на колени. |
Фраза про Пугачева непонятна. Надо точнее раскрывать сюжет, остается неясным, по каким признакам мы можем судить, что Петр — высоконравственная личность.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Примеры дополняют друг-друга |
друг друга пишется раздельно
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Тем самым, мама развивала в сыне умение замечать мелкие, но важные детали и радоваться самым незначительным мелочам. |
Это не вводное сочетание
Но из-за его хорошего поведения, ему доверили писать фамилии ребят, кто плохо ведёт себя на перемене. |
Необособленное обстоятельство.
За счёт воспитания отца, в Петре Гринёве сформировалась высоконравственная личность с примерным поведением. |
Необособленное обстоятельство.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Продолжая рассуждать над проблемой... |
Рассуждать О... размышлять О/НАД
Он нашёл поддержку в матери |
У матери
Ведь именно родные учат нас правильным манерам, как вести себя в обществе и нравственным ценностям. |
В ряду однородных членов существительные и придаточное предложение. Это некорректно. Можно было: правильным манерам, поведению в обществе...
роль воспитания служит хорошим "фундаментом" для становления порядочным человеком и формированием в нём нравственных ценностей |
для формированиЯ
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Именно над этим вопросом размышляет Ф.А. Вигдорова. Размышляя над проблемой |
Повторы
Тем самым, мама развивала в сыне умение замечать мелкие, но важные детали и радоваться самым незначительным мелочам. |
роль воспитания ребёнка - это важная составляющая в любой семье. |
воспитание — важная составляющая, а не роль
За счёт примерного воспитания ребёнка можно сделать по-настоящему высокодуховную и воспитанную личность. |
Лексическая несочетаемость.
Повторы
Ведь именно родные учат нас правильным манерам, как вести себя в обществе и нравственным ценностям. |
Лексическая несочетаемость
Благодаря этому наставлению Пётр и движется дальше, не вставая перед Емельяном Пугачёвым на колени. |
Движется он все же сам по себе, а не благодаря наставлению.
За счёт примерного воспитания ребёнка За счёт воспитания отца, в Петре Гринёве сформировалась высоконравственная личность с примерным поведением. |
Тут уместнее благодаря
В (ком-то) сформировалась личность — некорректный оборот
роль воспитания служит хорошим "фундаментом" для становления порядочным человеком и формированием в нём нравственных ценностей |
Снова не роль, а воспитание служит фундаментом.
для становления... человеком — лексическая несочетаемость
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Никита, вы очень хорошо справились с примерами, но формально подошли к анализу связи. Сочинение относительно грамотное, но над грамматикой и речью стоит поработать.
Удачи!