Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль боевого духа

  • Текст: М. А. Шолохов. О войне
    (1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
    — (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
    — (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
    — (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
    (18)Николай досадливо поморщился, сказал:
    — (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
    (33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
    — (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
    (38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
    — (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
    — (42)Слушай, иди ты к черту!
    — (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
    (46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
    — (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
    — (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
    — (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
    (По М. Шолохову*)
    * Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
26.01.2023 21:46:40
Автор: Алина Нургалиева

Какую роль играет боевой дух солдат во время войны? Именно над этим вопросом размышляет М.А.Шолохов.

Одним из главных героев повествования является Николай. Он с печалью смотрит на ситуацию, сложившуюся на поле боя: немцы наступают, а русские "мелкой рысью" отходят. Солдат опустил руки, "поджал хвост". У Николая уже нет сил бороться с противником, он не видит его окружающей красоты родины, не борется за каждый "уголок" своей родины. Из-за отсутствия боевого духа солдат теряет веру в победу, перестает сражаться в полную силу.

Абсолютно противоположным героем является Лопахин. Этот мужчина радуется мелочам, видит красоту своей страны, дорожит ей. Он не желает сдаваться немцам, "борется за каждую кочку". Боевой дух Лопахина помогает пережить ему этот трудный период, делает его сильнее и заставляет становиться лучше.

Один из примеров доказывает нам, что отсутствие боевого духа негативно сказывается на настрое и способностях человека. А второй пример убеждает нас в том, что боевой дух делает человека сильнее перед лицом врага.

Автор считает, что боевой дух солдат - необходимая вещь, которая заставляет идти людей вперёд к победе, не опускать руки и бороться с противником.

Я полностью согласна с мнением автора. Боевой дух - неотъемлемый "атрибут" каждого защитника отечества. Во время Великой Отечественной войны было множество настоящих героев, которые до последнего бились за свою страну, защищали ее ценой своей жизни даже тогда, когда знали, что кончина неизбежна. В этом им помогал боевой настрой, они знали, за что они воюют.

Боевой дух играет важную роль во время войны. Он делает солдат сильнее, заставляет их двигаться вперед, помогает не сломиться и пережить неудачи.
Количество слов - 253

Здравствуйте, Алина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

У Николая уже нет сил бороться с противником, он не видит его окружающей красоты родины, не борется за каждый "уголок" своей родины.

Почему Николай не борется?.. Он сражался в бою, и у нас нет оснований полагать, что не будет сражаться впредь. Он в подавленном состоянии, но где сказано, что он отказывается бороться или сражается не в полную силу? Тут недалеко до фактической ошибки.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Он не желает сдаваться немцам, "борется за каждую кочку".

А кто желает?.. Почему вы это подчеркиваете?

Боевой дух Лопахина помогает пережить ему этот трудный период, делает его сильнее и заставляет становиться лучше.

     

Как он становится лучше? Неясно.

Один из примеров доказывает нам, что отсутствие боевого духа негативно сказывается на настрое и способностях человека. А второй пример убеждает нас в том, что боевой дух делает человека сильнее перед лицом врага.

Строго говоря, о способностях того и другого персонажа мы ничего не знаем. Мы прочитали только их разговор. Стал ли кто-то более или менее сильнее — неизвестно.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

не борется за каждый "уголок" своей родины

"борется за каждую кочку"

однообразие речевых конструкций

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

У Николая уже нет сил бороться с противником, он не видит его окружающей красоты родины, не борется за каждый "уголок" своей родины.

Повтор слов

Синим выделена фраза с нарушенным порядком слов: окружающей его красоты... Недочет.

Боевой дух Лопахина помогает пережить ему этот трудный период, делает его сильнее и заставляет становиться лучше.

Лучше: помогает ему пережить. Недочет

Автор считает, что боевой дух солдат - необходимая вещь, которая заставляет идти людей вперёд к победе, не опускать руки и бороться с противником.

Не стоит употреблять слово вещь в разговорном значении, это неуместно.

Лучше: заставляет людей идти вперед... Недочет

Во время Великой Отечественной войны было множество настоящих героев, которые до последнего бились за свою страну, защищали ее ценой своей жизни даже тогда, когда знали, что кончина неизбежна.

защищали ценой жизни = кончина неизбежна, повтор

У Николая уже нет сил бороться с противником, он не видит его окружающей красоты родины, не борется за каждый "уголок" своей родины.

Почему уголок в кавычках? Это не цитата, и смысл не переносный. Недочет

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Алина, у вас хорошее, грамотное сочинение, только почему-то сразу в нескольких фразах нарушен порядок слов. Последите за этим и за повторами мыслей. Проанализируйте мелкие недочеты, у вас есть все шансы написать на максимум.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку