Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какую роль в жизни человека играет мама?

  • Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери
    (1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
    (4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
    (7)Все в мире открывала Андрею мать.
    — (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
    — (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
    (12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
    — (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
    — (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
    (20)Мать ответила радостным смехом:
    — (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
    (22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
    (23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
    — (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
    (27)Мать ответила:
    — (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
    (31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
    (32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
    (37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
    (40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
    — (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
    — (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
    (52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
    — (53)Здравствуй, милый!
    (54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
    (По Ф. Вигдоровой*)
    * Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
26.01.2023 21:42:38
Автор: Мария Петрова

                  Какую роль в жизни человека играет мама? На этот вопрос ищет ответ Ф.А.Вигдорова в предложенном тексте.
                Раскрывая проблему, писательница рассказывает нам о жизни Андрея и его мамы. Именно мать показала сыну красоту природы: «Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. Верно? А кленовые — как будто след птичьей лапки.». Данные строки помогают читателю понять, что любящие родители проводят свободное время с детьми, учат их видеть красоту родных мест, радоваться невинным открытиям.
              Продолжая рассуждать о поставленной проблеме, автор показывает, что «всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены». И когда они выполняли дела, сын мог спрашивать маму обо всем на свете, она всегда находила ответ на любой вопрос. Так Ф.А.Вигдорова отмечает, что близость между родителями и детьми появляется только во время совместных дел.
              Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что роль взрослых в формировании нравственных качеств важна, а также родителям и детям нужно найти места соприкосновения в общении.
             Точка зрения автора прямо не выражена. Однако мы понимаем, что Ф.А. Вигдорова восторгается именно таким воспитанием и взаимоотношением в семье. Мама в жизни ребенка играет большую роль, ведь именно она главный человек в его жизни.
             Я согласна с мнением автора. Мама первый человек в нашей жизни, который ухаживает, заботиться и прививают своему ребенку все самые важные навыки и знания для жизни. В рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары», мы можем увидеть истинную материнскую любовь матери к своей дочери. Главная героиня родила дочку с синдромом Дауна, муж не выдержал и бросил женщину с ребенком. Но мать делала все, чтобы приспособить девочку к жизни, научить ее жить самостоятельно. Мама устроила дочь на работу, выдала ее замуж, а потом просто уехала умирать, чтоб оградить ребенка от страданий.
             Таким образом, мама играет бесценную роль на протяжении всей жизни человека. Именно она формирует мировоззрение ребенка, воспитывает любовь к природе, чувство ответственности и другие необходимые ему качества.
Количество слов - 310

Здравствуйте, Мария!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 (любящие родители проводят свободное время с детьми, учат их видеть красоту родных мест, радоваться невинным открытиям) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (близость между родителями и детьми появляется только во время совместных дел) — сам пример имеет отношение к проблеме, пояснение тоже логически с ним связано, однако оно не очень связано с проблемным вопросом! Или вы плохо продемонстрировали эту связь. Я могу натянуть мысленно эту связь, но советую вам формулировать четче.

Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что роль взрослых в формировании нравственных качеств важна, а также родителям и детям нужно найти места соприкосновения в общении.

Не могу зачесть анализ связи. В каком примере вы говорите про формирование нравственных качеств?.. И как примеры дополняют друг друга, тоже не разъяснено. Они выглядят разрозненными.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Какую роль в жизни человека играет мама?

Мама в жизни ребенка играет большую роль, ведь именно она главный человек в его жизни.

Предостерегаю вас от такой формальной формулировки позиции автора. Какую роль?.. Большую роль. Какое значение?.. Большое значение. От вас ждут не одного эпитета, а развернутого ответа, в чем заключается эта большая роль. И вы вполне можете это сформулировать.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Главный недочет — выводы, которые вы сделали при анализе текста, приводя примеры, не нашли отражения в позиции автора.

Продолжая рассуждать о поставленной проблеме, автор показывает, что «всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены».

Мария, у вас есть родители с детьми в предыдущем предложении, только вот оно находится в другом абзаце! Это не вполне корректно — абзац желательно начинать с самодостаточного предложения.

Так Ф.А.Вигдорова отмечает, что близость между родителями и детьми появляется только во время совместных дел.

Не стоит быть такой категоричной. Близость появляется и во многих других ситуациях. Лучше было сказать помягче: появляется зачастую... Недочет, на баллы не влияет.

Мама устроила дочь на работу, выдала ее замуж, а потом просто уехала умирать, чтоб оградить ребенка от страданий.

Перечитайте свою работу. Почему матери понадобилось вдруг умирать?.. Почему смерть должна оградить ребенка от страданий? Я знаю содержание рассказа, но у вас в тексте логический провал, вызывающий недоумение.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Мама первый человек в нашей жизни, который ухаживает, заботиться...

заботиТСЯ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Мама ТИРЕ первый человек в нашей жизни

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

В рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары», мы можем увидеть истинную материнскую любовь матери к своей дочери.

Необособленное обстоятельство.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Однако мы понимаем, что Ф.А. Вигдорова восторгается именно таким воспитанием и взаимоотношением в семье.

взаимоотношенияМИ

Мама первый человек в нашей жизни, который ухаживает, заботиться и прививают своему ребенку все самые важные навыки и знания для жизни.

прививают — полагаю, что это опечатка, но будьте внимательнее.  

ухаживает за кем? заботится о ком? прививает кому? — все глаголы требуют разного управления

Еще у меня складывается ощущение, что корректнее переставить слова: все самые важные для жизни навыки и знания. Недочет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

родителям и детям нужно найти места соприкосновения в общении

Устойчивое сочетание — точки соприкосновения (но тогда точка зрения автора в след. предложении надо заменить)

Мама первый человек в нашей жизни, который ухаживает, заботиться и прививают своему ребенку все самые важные навыки и знания для жизни.

Лексическая несочетаемость. Прививать навыки можно, а знания — нельзя.

В рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары», мы можем увидеть истинную материнскую любовь матери к своей дочери.

Тавтология

Таким образом, мама играет бесценную роль на протяжении всей жизни человека.

бесценную роль — лексическая несочетаемость, роль бывает неоценимой, но лучше бы было подобрать совсем другое слово

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Мария, у вас хорошо получается обобщать примеры-иллюстрации, но не забывайте постоянно обращаться к проблемному вопросу, чтобы «сверять курс». Вы неплохо владеете письменной речью, с орфографией и пунктуацией больших проблем нет, но есть недочеты, мне кажется, их можно ликвидировать. У меня есть уверенность, что вы можете написать на максимум.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку