Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
В чём проявляется красота природы?
-
Текст: Б. П. Екимов. О красоте(1)Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава. (2)То ли сил стало меньше от неё отбиваться, а скорее — охоты: растёт... и пускай растёт. (З)Места много. (4)И огород затравел. (5)Да и какой это теперь огород! (6)Лишь названье. (7)Грядка лука, грядка чеснока, полсотни помидорных кустов да кое-какая зелень. (8)3емли пустует много и много, но вот цветы остались.
(9)Цветы... (10)Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. (11)Без цветов нельзя.
(12)В соседнем дворе доживает век старая Миколавна. (13)По дому еле ползает, во двор не выходит, лишь на крылечке сидит порой. (14)Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: «Возле порожков посадите мне георгину». (15)Её слушаются, сажают. (16)Цветёт георгиновый куст. (17)Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами.
(18)Через улицу, напротив, живёт старая Гордеевна. (19)У неё одышка, больное сердце. (20)Ей нагибаться никак нельзя. (21)Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки». (22)«Это наш цветок, хуторской... — объясняет она. — (23)Я его люблю...»
(24)Сосед Юрий. (25)Человек нездоровый, больной. (26)Какой с него спрос! (27)Но в летнюю пору расцветает посреди вконец запущенного двора могучий куст розовых пионов. (28) «Мама посадила... — объясняет он. — (29)Я поливаю». (30)Мама его давным-давно умерла. (31)А этот цветочный куст — словно привет далёкий.
(32)У тётки Лиды земли возле дома немного. (33)«В ладошку... — жалуется она. — (34)А надо и картошку, и свёклу, и помидоры, того и другого посадить. (35)А земли — в ладошку». (36)Но анютины глазки цветут возле дома, золотятся «царские кудри». (37)Без этого нельзя.
(38)У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает. (39)У них на подворье с математической точностью рассчитан каждый миллиметр. (40)Приходится исхитряться. (41)После картошки успевает ещё и капуста созреть до морозов. (42)Убрали лук, поздние помидоры растут. (43)Но и у них — пара кустов «зорьки», несколько георгинов, «солнышко» стелется и цветёт.
(44)Там, где хозяева молодые, в силах, там — розы, там — лилии, там много всего во дворах, в палисадах.
(45)А ведь с цветами — столько забот. (46)Сами собой они не вырастут. (47)Посади, гляди за ними, рыхли, пропалывай, коровяком подкорми. (48)А попробуй не полей хотя бы день при нашей жаре! (49)Тут же засохнут. (50)Не то что цвета, листьев не увидишь. (51)Цветы вырастить — труд немалый. (52)Но радости больше.
(53)Августовское раннее утро. (54)3автрак на воле. (55)Солнце за спиной. (56)Перед глазами — цветы. (57)Сколько их... (58)Десятки, сотни, тысячи... (59)Алые, синие, лазоревые, золотисто-медовые... (60)Все на меня глядят. (61)А если вернее, через плечо моё, на утреннее встающее солнце. (б2)Светит перед глазами желтизна и бель, нежная васильковая голубизна, зелень, алость, небесная синь. (63)Смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы.
(64)Летнее утро. (65)Впереди — долгий день...
(66)Порою, когда начинают о людях худое говорить: мол, народ пошёл никудышный, изленился... — при таких разговорах я всегда вспоминаю о цветах. (67)Они есть в каждом дворе. (68)3начит, не так уж всё плохо. (69)Потому что цветок — это ведь не просто поглядел да понюхал... (70)Скажите, шепните женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...» — и вы увидите, какое счастье плеснётся в её глазах.
(По Б. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.
Раскрывая своё отношение к проблеме, писатель рассказывает о том, что у каждого человека растёт свой любимый цветок: у одного это розовые пионы, у другого анютины глазки и так далее. Старая Миколавна, одна из жителей двора, даже просит у молодых её помогальщиков посадить георгиновый куст, а потом «глядит на него, на ступеньках сидя вечерами». Как мне кажется, каждый посаженный цветок что-то значит для людей. Может быть, смотря на них, они вспоминают своих родных, а может и просто видят красоту, от которой на душе становится легко и спокойно.
Кроме того, Б.П. Екимов обращает наше внимание на то, что забота о цветке – труд нелегкий. Стоит заботиться о них, поливать, рыхлить и многое другое. Автор говорит, что молодые хозяева обычно сажают розы, лилии или другие цветы, требующие большую заботу. Но цветы сажают не для того, чтобы их просто понюхать, а для того, чтобы любоваться ими, ведь цветы радуют нас своими ярко желтыми, нежно голубыми, розовыми и алыми лепестками, они помогают нам ощутить самую маленькую частицу окружающей нас природы.
Оба примера дополняют друг друга. Они сообщают, как значим для человека даже самый обычный цветок, дающий нам умиротворение и тепло и показывающий нам малую часть своей удивительной природы.
Авторская позиция ясна: цветы играют значительную роль в жизни человека, они не созданы, чтобы их сажали просто для того, чтобы один раз поглядеть и понюхать. Роль цветов гораздо важнее, чем мы думаем.
Мне близка позиция автора, ведь цветы действительно влияют на человека, они помогают ему почувствовать радость, умиротворение, свободу в себе и в своих мыслях. Когда мы смотрим на цветок, у нас появляется улыбка. В пример хотелось бы привести сборник произведений И.С. Тургенева «Записки охотника», в котором великолепно описана природа. Пение птиц поутру, шелест крохотных листиков – всё это доказывает, что наша большая природа создана из различных не менее важных маленьких элементов, как самый обыкновенный цветочек, распустившийся, чтобы нас радовать.
Таким образом, мы понимает, что цветы, как малая часть огромнейшей природы, проявляют в нас желание жить для кого-то, верить, мечтать и просто любить красоту.
Здравствуйте, Алёна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Второй пример у вас начинается с труда и заботы о цветах, а заканчивается тем, что цветы помогают нам ощутить природу. Забота не относится к вашей проблеме, а пояснение — к примеру. Незачет примера.
При незачете одного из примеров анализ связи обнуляется.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
В чём проявляется красота природы? цветы играют значительную роль в жизни человека, они не созданы, чтобы их сажали просто для того, чтобы один раз поглядеть и понюхать. Роль цветов гораздо важнее, чем мы думаем. |
Позиция автора не соответствует проблемному вопросу. Вы отвечаете на вопрос: какую роль играют цветы в жизни человека. И даже на этот вопрос ответа как такового нет. Ясно только, что она значительная.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Основание — обнуление К3.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Раскрывая своё отношение к проблеме, писатель рассказывает о том, что у каждого человека растёт свой любимый цветок: у одного это розовые пионы, у другого анютины глазки и так далее. |
Почему у каждого?.. У меня ничего не растет.
Старая Миколавна, одна из жителей двора, даже просит у молодых её помогальщиков посадить георгиновый куст, а потом «глядит на него, на ступеньках сидя вечерами». |
Кто такая Миколавна? И о каком дворе идет речь? Надо вводить персонажей в текст. Почему даже?
Автор говорит, что молодые хозяева обычно сажают розы, лилии или другие цветы, требующие большую заботу. Но цветы сажают не для того, чтобы их просто понюхать, а для того, чтобы любоваться ими |
Нарушение логической связи между предложениями. Эти фразы не противопоставлены друг другу.
они не созданы, чтобы их сажали просто для того, чтобы один раз поглядеть и понюхать |
Никто никогда (и автор тоже) не полагал, что цветы сажают, чтобы один раз на них посмотреть и понюхать. Вы опровергаете абсурдную мысль.
В пример хотелось бы привести сборник произведений И.С. Тургенева «Записки охотника», в котором великолепно описана природа. Пение птиц поутру, шелест крохотных листиков – всё это доказывает, что наша большая природа создана из различных не менее важных маленьких элементов, как самый обыкновенный цветочек, распустившийся, чтобы нас радовать. |
Не очень понять, что конкретно из «Записок охотника» вы приводите в пример. У вас общие слова.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
ведь цветы радуют нас своими ярко желтыми, нежно голубыми, розовыми и алыми лепестками |
ярко-желтыми, нежно-голубыми
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Может быть, смотря на них, они вспоминают своих родных, а может ЗПТ и просто видят красоту, от которой на душе становится легко и спокойно. |
Вводное слово
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Можно подумать, что природа видна нам только в дремучих лесах, в реках и в бескрайних полях, но красоту природы можно увидеть и в самом маленьком цветке, растущим на поляне или посаженным в саду. |
растущЕМ и посаженнОМ
Именно над этим проблемным вопросом в своём тексте рассуждает русский прозаик и публицист Борис Петрович Екимов. |
Рассуждать О... размышлять О/НАД
Автор говорит, что молодые хозяева обычно сажают розы, лилии или другие цветы, требующие большую заботу. |
требующие большой заботы
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Можно подумать, что природа видна нам только в дремучих лесах, в реках и в бескрайних полях |
Природа не видна в этом всем, леса, река и поля — это и есть природа
Старая Миколавна, одна из жителей двора, даже просит у молодых её помогальщиков посадить георгиновый куст, а потом «глядит на него, на ступеньках сидя вечерами». |
Миколавна живет на дворе? И там несколько жителей?..
помогальщик — это авторское слово, стоило заключить в кавычки
Кроме того, Б.П. Екимов обращает наше внимание на то, что забота о цветке – труд нелегкий. Стоит заботиться о них, поливать, рыхлить и многое другое. |
Повтор однокоренных слов.
Многое другое — разговорный оборот в данном случае. Недочет.
Рыхлить — что? цветы? Из вашей фразы получается, что так.
они помогают нам ощутить самую маленькую частицу окружающей нас природы. |
ощутить частицу природы — некорректная фраза
Они сообщают, как значим для человека даже самый обычный цветок, дающий нам умиротворение и тепло и показывающий нам малую часть своей удивительной природы. |
цветок не показывает природу, тем более малую часть — лексическая несочетаемость
у цветка нет своей природы
они не созданы, чтобы их сажали просто для того, чтобы один раз поглядеть и понюхать. |
Просторечный оборот.
свободу в себе и в своих мыслях |
Лексическая несочетаемость, что такое свобода в себе?..
Пение птиц поутру, шелест крохотных листиков – всё это доказывает, что наша большая природа создана из различных не менее важных маленьких элементов, как самый обыкновенный цветочек, распустившийся, чтобы нас радовать. |
Что такое большая природа? Бывает маленькая?
Почему не менее важных? Что до этого было более важное?
Природа не создана из элементов — лексическая несочетаемость.
Таким образом, мы понимает, что цветы, как малая часть огромнейшей природы, проявляют в нас желание жить для кого-то, верить, мечтать и просто любить красоту. |
огромнейшей природы тоже не существует
проявлять желание — лексическая несочетаемость, корректно: пробуждают желание
для кого-то?.. для кого мы живем, выращивая цветы?..
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
сборник произведений И.С. Тургенева «Записки охотника» |
Это цикл рассказов, есть некоторая разница в жанре. Балл не снимаю, но есть такой риск.
Алёна, у вас нет больших проблем с орфографией и пунктуацией, но логически корректное сочинение вам выстроить в этот раз не удалось. Соотносите проблемный вопрос со всеми частями сочинения и прежде всего с позицией автора. Поработайте над речью и грамматикой, очень много ошибок. Побольше тренируйтесь, и вы сможете существенно повысить ваши шансы написать достойное сочинение.
Удачи!