Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Влияние природы на человека
-
Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы(1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
(6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
(12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
(16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
(28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
(30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
(35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
(38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
(39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
(45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
(48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
(По В. Крупину*)
* Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
Раскрывая своё отношение к проблеме, писатель приводит пример из своей жизни, когда он сидел на брёвнышке у реки Лобань. Он наблюдал за природой вокруг него, слушал мелодичное журчание реки, а тихий звон листьев на деревьях убаюкивал сидящего. Рядом с ним корова щиплет траву и звенит колокольчиком, а на дальнем берегу – лосиха со своим лосёнком вышли попить воды. Для рассказчика это было самым великолепным, что он видел. Нахлынувшие чувства любви к природе и её обитателям заставляют у автора замереть дыхание от счастья и волнения. Этот пример доказывает, что природа действительно может повлиять на человека, она раскрывает в нём все самые сокровенные чувства.
Кроме того, В.Н. Куприн описывает нам как прийти к этому месту. Не только сама река Лобань прекрасна, но и весь путь человека, идущего к ней, ведь идти нужно по самым красивым и вдохновляющим местам: «через сосновые боры, через хвойные леса», где мы можем услышать звуки листьев на берёзах от ветров, идущих вместе с нами. Эти события, описанные автором, помогают нам понять, что природа не может находиться только в одном месте, она всегда вместе с нами, куда бы мы не пошли и не посмотрели.
Оба примера дополняют друг друга, показывая, что природа может повлиять на человека, она помогает ему пробудить все прекрасные чувства и просто насладиться родною землёй, где мы живём.
Авторская позиция заключается в том, что природа успокаивает нас: красота солнышка на небе, облака, листья и даже самая обычная трава забирают у нас всю боль, все тревоги и печали, на душе становиться спокойно и тепло.
Трудно не согласиться с мнением В.Н. Куприна. Как мне кажется, пейзажи лесов, рек и полей помогают человеку обрести умиротворение, уединение с самим собой, со своими мыслями и чувствами. Нельзя не вспомнить сборник произведений И.С. Тургенева «Записки охотника». Рассказчик любуется и каждый раз удивляется прекрасной природой России, её утренней дымкой и лесами, где кое-где можно услышать пение просыпающихся птиц. Зачастую, природа побуждает нашу любовь к родине, мы начинаем гордиться ею и беречь.
Таким образом, мы понимаем, что природа своим существованием не только помогает человеку раскрыть себя и свои чувства, но и даёт ему самое прекрасное – любовь к той самой земле, где бегают лосята, плескаются в звенящей воде рыбы и мелодично поют птицы.
Здравствуйте, Алёна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Комментарий написан достаточно сумбурно. Логику проследить сложно.
1 пример — красота конкретного места, 2 — красота других мест?.. Пояснение про природу и ее место я не поняла, об этом в К5. С большой натяжкой засчитываю. Связь-дополнение сомнительная, зависит от смысла, который вы вкладываете. Комментарий должен быть очень четким, вы рискуете потерять за него баллы.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Человек рано или поздно увидит окружающую его красоту и испытает все чувства, смотря на неё и ощущая. |
Не факт. Может, не увидит и не испытает. Как можно быть уверенным?.. Не надо говорить за всех людей. Распространенная логическая ошибка в сочинениях.
Этот пример доказывает, что природа действительно может повлиять на человека, она раскрывает в нём все самые сокровенные чувства. |
Оба примера дополняют друг друга, показывая, что природа может повлиять на человека, она помогает ему пробудить все прекрасные чувства и просто насладиться родною землёй, где мы живём. |
В анализе связи вы дублируете пояснение. Комментарий не должен нигде дублироваться, он должен плавно выводить к анализу связи и авторской позиции.
Эти события, описанные автором, помогают нам понять, что природа не может находиться только в одном месте, она всегда вместе с нами, куда бы мы не пошли и не посмотрели. |
Очень странное высказывание. Как природа может находиться в одном месте?.. Это само собой разумеется, а не автор помогает нам понять. По вашим словам можно подумать, что природа ходит за нами, как прирученная... куда бы мы ни пошли.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Эти события, описанные автором, помогают нам понять, что природа не может находиться только в одном месте, она всегда вместе с нами, куда бы мы не пошли и не посмотрели. |
Тут пишется частица НИ.
на душе становиться спокойно и тепло. |
становиТЬСЯ
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Кроме того, В.Н. Куприн описывает нам ЗПТ как прийти к этому месту. |
Сложноподчиненное предложение.
Зачастую, природа побуждает нашу любовь к родине, мы начинаем гордиться ею и беречь. |
Необособленное обстоятельство.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Нахлынувшие чувства любви к природе и её обитателям заставляют у автора замереть дыхание от счастья и волнения. |
Некорректная конструкция: заставлять замереть дыхание нельзя, тем более некорректно туда вставлять у автора. Это сочетание используется без заставлять и преимущественно в прошедшем времени: у меня дыхание замерло...
Рассказчик любуется и каждый раз удивляется прекрасной природой России, её утренней дымкой и лесами, где кое-где можно услышать пение просыпающихся птиц. |
Неверное управление: удивляться кому? чему?
где кое-где — избегайте таких повторов (это в речь должно пойти, но я не буду засчитывать за ошибку, не стала дублировать)
Зачастую, природа побуждает нашу любовь к родине, мы начинаем гордиться ею и беречь. |
Нарушение построения предложения с однородными членами. Гордиться ею, а беречь ее.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Человек рано или поздно увидит окружающую его красоту и испытает все чувства, смотря на неё и ощущая. |
увидит... смотря
Лексическая несочетаемость: ощущая что?
Раскрывая своё отношение к проблеме, писатель приводит пример из своей жизни, когда он сидел на брёвнышке у реки Лобань. |
Повторы
Он наблюдал за природой вокруг него, слушал мелодичное журчание реки, а тихий звон листьев на деревьях убаюкивал сидящего. |
Некорректно сначала употреблять местоимения, а потом причастия типа сидящего. Не надо таким образом избавляться от повтора местоимений, это неудачный способ...
Кроме того, В.Н. Куприн описывает нам как прийти к этому месту. |
Лишнее местоимение.
Не только сама река Лобань прекрасна, но и весь путь человека, идущего к ней, ведь идти нужно по самым красивым и вдохновляющим местам: «через сосновые боры, через хвойные леса», где мы можем услышать звуки листьев на берёзах от ветров, идущих вместе с нами. |
звуки листьев на березах от ветров — уже непонятно, что тут от ветров: звуки или березы... не увлекайтесь сложными образными выражениями, в сочинении ЕГЭ им не место.
ветров, идущих... — ветра не могут идти
Оба примера дополняют друг друга, показывая, что природа может повлиять на человека, она помогает ему пробудить все прекрасные чувства и просто насладиться родною землёй, где мы живём. |
родноЮ — такая форма используется в основном в лирике, она неуместна в сочинении ЕГЭ.
Как мне кажется, пейзажи лесов, рек и полей помогают человеку обрести умиротворение, уединение с самим собой, со своими мыслями и чувствами. |
Уединение с самим собой — некорректно, лучше: остаться наедине с самим собой, своими мыслями и чувствами.
Зачастую, природа побуждает нашу любовь к родине, мы начинаем гордиться ею и беречь. |
Смешение паронимов: пробуждает любовь
Таким образом, мы понимаем, что природа своим существованием не только помогает человеку раскрыть себя и свои чувства, но и даёт ему самое прекрасное – любовь к той самой земле, где бегают лосята, плескаются в звенящей воде рыбы и мелодично поют птицы. |
1) Эти слова лишние. Они не несут никакого смысла, только делают предложение сумбурным.
2) Раскрыть себя — это как?
3) Как природа может дать любовь к той самой земле... — то есть к самой себе, по сути? Природа и земля у вас — какие-то две отдельные сущности.
4) У вас вывод, обобщение, не надо лосят.
Некоторые ошибки можно счесть недочетами, но все равно суммарно достаточно для обнуления критерия, к сожалению.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Нельзя не вспомнить сборник произведений И.С. Тургенева «Записки охотника». |
Это не сборник произведений, а цикл рассказов. Тут недалеко до фактической ошибки... Пока балл оставляю.
Алёна, самая большая ваша беда — вы стремитесь подражать автору, хотите сделать сочинение красивым, насыщенным средствами выразительности. Стиль экзаменационного сочинения — не художественный. Вам нужно только проанализировать текст, не нужно соревноваться в красоте слога и чувственности. Вам пока это плохо удается, очень много ошибок всех типов. Пишите более лаконично и убавьте эмоциональный накал. И четко выстраивайте логику сочинения. Она не должна теряться за изящными выражениями.
Побольше тренируйтесь, и все получится!