Запомни!
отношение к красоте окружающего мира
-
Текст: И. А. Ильин. Об игре(1)Одно мгновение живет мыльный пузырь… (2)Всего один краткий миг — и конец… (3)Радостный миг! (4)Светлое мгновение! (5)Но его надо создать и уловить, чтобы насладиться как следует; иначе все исчезнет безвозвратно. (6)О легкий символ земной жизни и человеческого счастья!
(7)Легкими стопами, тихими движениями, сдерживая дыхание надо приступать к этому делу: заботливо выбрать соломинку, непомятую, без внутренней трещины; осторожно, чтобы не раздавить ее, надо надрезать один конец и отвернуть ее стенки. (8)И потом бережно окунуть ее в мыльную муть, чтобы она вволю напилась и насытилась. (9)Главное — не волноваться и не раздражаться. (10)Все забыть, погасить все мысли и заботы. (11)Отпустить все напряженные мускулы. (12)И предаться легкому, душевному равновесию; ведь это игра…
(13)Теперь можно бережно извлечь соломинку, отнюдь не стряхивая ее и доверяя ей, как верному помощнику, затем набрать побольше воздуха, полную грудь… и тихо-тихо, чуть заметным скупым дуновением дать легчайший толчок рождению красоты.
(14)Вот он появился, желанный шарик, стал наполняться и расти…
(15)Не прерывать дыхания! (16)Бережно длить игру. (17)Ласково беречь рожденное создание. (18)Пусть покачивается чуть заметным ритмом на конце соломинки, пусть наполняется и растет.
(19)Вот так! (20)Разве не красиво? (21)Законченная форма. (22)Веселые цвета. (23)Все богаче и разнообразнее оттенки красок. (24)И внутри играющее круговое движение. (25)Шар все растет, все быстрее внутреннее кружение, все сильнее размах качания. (26)Целый мир красоты, законченный и прозрачный…
(27)А теперь создание завершилось. (28)Оно желает отделиться, стать самостоятельным и начать радостный и дерзновенный полет через пространства. (29)Бережным движением надо скользнуть соломинкой в сторону и отпустить воздушный шар на волю.
(30)О дерзновенно-легкий полет навстречу судьбе! (31)О миг беззаботного веселья!
(32)И вдруг — все погибло! (33)И веселое создание разлетелось брызгами во все стороны… (34)Ничего! Мы начнем сначала…
(35)«Что за ребячество?.. (36)Какой смысл в этой детской забаве?..»
(37)Да, это, конечно, «детская забава». (38)И все же — не только «детская» и не просто «забава». (39)Признаюсь: я с удовольствием предаюсь этой игре и многому научился при этом.
(40)Всякая красота, даже самомалейшая, даже самая бесцельная, так же, как и всякий радостный миг жизни, имеют большую непреходящую ценность. (41)Они смывают душевные огорчения, они несут нам легкое дыхание жизни и дают нам немножко счастья. (42)И мы можем быть уверены: ни один легкий, счастливый миг не пропал даром в человеческой жизни, а следовательно, и в мировой истории. (43)Совсем не надо ждать, чтобы легкая красота или этот счастливый миг сами явились и доложили нам о себе. (44)Надо звать их, создавать, спешить им навстречу. (45)И для этого годится всякая невинно-наивная игра, состоящая хотя бы из соломинки и мыла. (46)Так много легкого и красивого таится в игре и родится из игры. (47)Не отнимайте у взрослого человека игру: пусть играет и наслаждается. (48)В игре он отдыхает, делается радостнее, ласковее, добрее, становится как дитя.
(49)Но мгновение красоты посещает нас редко и гостит коротко. (50)Оно исчезает так же легко, как мыльный шарик. (51)Надо ловить его и предаваться ему, чтобы насладиться. (52)Легкой поступью приходит к нам красота, часто неожиданно, ненароком, по собственному почину. (53)Придет, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим таинственным законам.
(54)Вот почему нам надо научиться внимать: с затаенным дыханием внимать природе вещей, чтобы вступить в ее жизненный поток и приобщиться к счастью природы и красоте мира. (55)А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить — все забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем. (56)Тогда нам остается только благодарно наслаждаться и в наслаждении красотой находить исцеление.
(57)Вот чему я научился у мыльного пузыря.
(По И. Ильину*)
* Иван Александрович Ильин (1883−1954) — русский философ, писатель и публицист.
Во-первых, публицист подчеркивает, что всякая красота и всякий радостный миг жизни имеют большую непреходящую ценность. «Они смывают душевные огорчения… и дают нам немножечко счастья». Этот пример доказывает, что красота окружающего мира играет большую роль в жизни человека, делая его счастливым.
Во-вторых, И.А.Ильин пишет, что «не надо ждать, чтобы легкая красота или этот счастливый миг сами явились». Автор советует читателям «звать их, создавать, спешить им навстречу». Этот пример-иллюстрация доказывает, что человек не должен быть пассивным созерцателем красоты, ее нужно создавать.
Примеры тесно связаны друг с другом: второй пример дополняет и углубляет первый. Если первый пример-иллюстрация дает понять читателям, что красота окружающего мира делает человека счастливым, то второй пример уточняет и развивает эту мысль: не ждите, когда красота явится к вам, будьте ее созидателем.
Позиция автора ясна. Нужно внимать красоте окружающего мира, беречь ее и любить, потому что именно в наслаждении красотой можно найти исцеление.
Я согласна с мнением И.А.Ильина. К сожалению, не каждый взрослый человек может «поймать» мгновения красоты, уж слишком они мимолетны. Нужно учиться беречь такие минуты, потому что они доставляют наслаждение и избавляют от тяжелых мыслей. Думаю, примером такой открытой миру натуры служит героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова. Она пела у открытого окна весенней ночью в Отрадном, мечтала взлететь, словно птица, полностью отдавалась танцу под аккомпанемент дядюшки. Наташа умела ценить красоту окружающего мира, будь это природа или музыка.
Прочитанный текст побудил меня задуматься о способности человека ценить прекрасные мгновения нашей жизни.
Здравствуйте, Ирина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
«Они смывают душевные огорчения… и дают нам немножечко счастья». |
Кто они?.. В предыдущем предложении у вас красота и миг — но их объединять местоимением они странно. Следите, чтобы все местоимения четко соотносились по форме с тем, на что они указывают.
Нужно внимать красоте окружающего мира, беречь ее и любить, потому что именно в наслаждении красотой можно найти исцеление. |
Немного непонятно, что значит беречь красоту окружающего мира применительно к этому тексту... Я не поняла этой фразы.
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
«Они смывают душевные огорчения… и дают нам немножечко счастья». |
Лучше цитаты использовать с вводящими словами.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ирина, сочинение очень хорошее! Очень удачно вы развели примеры, проанализировали связь, а также сформулировали свой тезис — без дублирования позиции автора. Молодец! Грамотность тоже на высоком уровне. Уверена, у вас все будет хорошо.
Удачи на экзамене!