Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема труда и отдыха

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
21.01.2023 23:49:27
Автор: Дмитрий Турчин

   В центре внимания автора текста Бориса Львовича Васильева проблема труда и отдыха, но отдыха не простого, а с пользой.
   Проблема раскрывается автором на примере обычного вечера, когда каждый отдыхает, но занят своим делом: "Отец сапожничает", "Мать и тетка тоже латают", "Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей", "Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух". На этом примере мы видим, что в советское время не было полноценного слова "отдых", каждый был занят своим делом на пользу.
   Далее автор рассказывает, о том, как в детстве, сам того, не понимая "становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов". После слов отца "Да, меня переводят. Выезжаем послезавтра" у юного автора появилась забота о книгах, ведь в его семье они были самым дорогим. Перенося книги с полок, он понял "сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века". Таким образом, автор подчеркивает, что писатели, трудясь над своими произведениями вкладывали всю душу для нас и будущего поколения, чтобы, отдыхая мы смогли оценить труд наших предков.
   Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что мы не имеем права забывать великий труд на грани самопожертвования, ради нашего будущего.
   Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу о том, что труд и отдых должен быть во благо не только себя, но и будущего поколения, как это делали наши предки.
   Безусловно, автор прав. Наши предки проделали колоссальный труд, отдавая самих себя ради нас, чтобы мы могли быть счастливыми.
   Прочитав произведение, осознаешь важность труда, ценность опыта наших предков, которые вложили самих себя в наше духовное благосостояние.
Количество слов - 256

Здравствуйте, Дмитрий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Проблема раскрывается автором на примере обычного вечера, когда каждый отдыхает, но занят своим делом: "Отец сапожничает", "Мать и тетка тоже латают", "Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей", "Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух". На этом примере мы видим, что в советское время не было полноценного слова "отдых", каждый был занят своим делом на пользу.

На этом примере мы не видим ничего про слово «отдых». Мы видим, что все члены семьи заняты по вечерам делом. Пояснение не соответствует примеру.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что мы не имеем права забывать великий труд на грани самопожертвования, ради нашего будущего.

В каком примере труд на грани самопожертвования ради будущего? В первом все люди заняты домашней работой. Во втором речь о писателях — они разве на грани самопожертвования были? Совершенно непонятная связь, не засчитана.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснования тезиса нет. Это неотъемлемая часть аргументации.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

После слов отца "Да, меня переводят. Выезжаем послезавтра" у юного автора появилась забота о книгах, ведь в его семье они были самым дорогим.

Непонятно описан сюжет.

Таким образом, автор подчеркивает, что писатели, трудясь над своими произведениями вкладывали всю душу для нас и будущего поколения, чтобы, отдыхая мы смогли оценить труд наших предков.

А о каком отдыхе тут идет речь? Ведь отдых должен быть с пользой. Как книги связаны с отдыхом? Вы не объясняете. И это суждение плохо коррелирует с проблемным вопросом.

Об отдыхе, который заявлен в проблеме, у вас сказано крайне мало: в первом примере и вскользь в позиции автора. Далее только о труде.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Проблема раскрывается автором на примере обычного вечера, когда каждый отдыхает, но занят своим делом: "Отец сапожничает", "Мать и тетка тоже латают", "Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей", "Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух".

Вы встраиваете цитаты в текст, у вас одно предложение. Но в нем слишком много прописных букв. Такие цитаты пишутся с маленькой буквы. Повторите правила оформления цитат.

После слов отца ДВОЕТОЧИЕ "Да, меня переводят. Выезжаем послезавтра" ТИРЕ у юного автора появилась забота о книгах, ведь в его семье они были самым дорогим.

Разрыв слов автора прямой речью.

Далее автор рассказывает, о том, как в детстве, сам того, не понимая "становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов".

Первая запятая не нужна, далее неверно обособлен деепричастный оборот. Это две пунктуационные ошибки.

Таким образом, автор подчеркивает, что писатели, трудясь над своими произведениями ЗПТ вкладывали всю душу для нас и будущего поколения, чтобы, отдыхая ЗПТ мы смогли оценить труд наших предков.

Два деепричастных оборота.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу о том, что труд и отдых должен быть во благо не только себя, но и будущего поколения, как это делали наши предки.

Рассуждать О... размышлять О/НАД

К следующему выводу: ... либо к выводу о том, что...

труд и отдых должнЫ — мн. ч.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

у юного автора появилась забота о книгах

Автор тогда не был автором...

появилась забота — лексическая несочетаемость

Таким образом, автор подчеркивает, что писатели, трудясь над своими произведениями вкладывали всю душу для нас и будущего поколения, чтобы, отдыхая мы смогли оценить труд наших предков.

вкладывают душу во что-то (но в нас — нельзя) — видимо, все же в книги они ее вкладывали. Предложение следует перестроить.

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу о том, что труд и отдых должен быть во благо не только себя, но и будущего поколения, как это делали наши предки.

труд и отдых во благо себя — это как?.. в данном случае во благо труда и отдыха

последняя часть плохо стыкуется с остальным предложением

Наши предки проделали колоссальный труд, отдавая самих себя ради нас, чтобы мы могли быть счастливыми.

Что это значит?.. Как предки отдавали самих себя?.. Есть выражение: отдавать всего себя (кому-то, чему-то) но оно сюда не подходит.

Прочитав произведение, осознаешь важность труда, ценность опыта наших предков, которые вложили самих себя в наше духовное благосостояние.

Все эти фразеологизмы вы используете некорректно, лучше их не использовать. Нельзя вкладывать самих себя. Можно вкладывать душу во что-то.  

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Дмитрий, вам стоит уделить серьезное внимание работе над сочинением. У вас сильно страдает логика. Пишите план, где следите за развитием мысли. Заявили в проблеме труд и отдых — значит, эта проблема и должна последовательно раскрываться. Каждая часть сочинения должна работать на раскрытие именно этой темы, а вы уходите от нее. Поработайте над речью, не используйте образных и слишком пафосных выражений, изъясняйтесь проще, так будет меньше ошибок.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку