Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как человек должен относиться к отдыху?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
18.01.2023 21:08:58
Автор: Маргинал

Сочинение
    Как человек должен относиться к отдыху? Над этим вопросом размышляет Б.Л. Васильев в предложенном для анализа тексте.
    Рассуждая о проблеме, автор вспоминает быт своей семьи и то, как каждый проводил своё свободное время: “Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. А я играю тут же, стараясь не шуметь. Это обычный вечерний отдых”. Этот пример показывает, как семья, даже во время отдыха, приносит пользу людям вокруг.
    Однако далее автор пишет об отдыхе, как абсолютном безделье: “И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину”. Б.Л. Васильев пишет о том, что многие люди относятся к отдыху, как к пустой трате времени, не приносящей ничего полезного. Это свидетельствует о том, что многие люди относятся к отдыху, как к безделью, а это неправильно.
    Примеры противопоставлены. В первом примере речь идёт о рациональном отношении к отдыху, когда человек приносит пользу себе, либо окружающим в то время, как во втором аргументе представлено бездельное отношение к отдыху. Эта связь показывает проблему с двух сторон и помогает лучше понять, как люди относятся к отдыху.
    Авторская позиция ясна. Потребительское отношение к отдыху является нерациональным.
    Я согласен с мнением Б.Л. Васильева и также считаю, что отдых должен приносить не только чувство расслабления, но и пользу. Например, в романе И.А. Гончарова “Обломов” главный герой все дни проводил, лёжа на диване, не делая ничего полезного, это привело к одиночеству.
    Проанализировав текст Б.Л. Васильева, я пришёл к выводу, что отдых это не только про безделье, но и про пользу.
Количество слов - 313

Здравствуйте, Маргинал!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Слишком большие цитаты! Кажется, что цитаты составляют треть сочинения... Нет необходимости перечислять все, что делали члены семьи автора. Есть риск снятия балла.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Аргумент не могу зачесть: в романе «Обломов» главный герой вообще особо не отдыхал, так как не уставал. Ваш тезис связан с пользой от отдыха. В примере должен быть некто, кто приносит пользу во время отдыха.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Б.Л. Васильев пишет о том, что многие люди относятся к отдыху, как к пустой трате времени, не приносящей ничего полезного.

Пустая трата времени и не может принести ничего полезного.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Однако далее автор пишет об отдыхе, как абсолютном безделье
Б.Л. Васильев пишет о том, что многие люди относятся к отдыху, как к пустой трате времени, не приносящей ничего полезного.
Это свидетельствует о том, что многие люди относятся к отдыху, как к безделью, а это неправильно.

Лишние запятые, это не сравнительный оборот. Хотя все они на одно правило, каждая считается за отдельную ошибку.

В первом примере речь идёт о рациональном отношении к отдыху, когда человек приносит пользу себе, либо окружающим в то время, как во втором аргументе представлено бездельное отношение к отдыху.

Одиночный разделительный союз, запятая не нужна.

Недочет, на баллы не влияет: нелогичное членение составного союза. Лучше так: ...пользу себе либо окружающим, в то время как во втором аргументе.

я пришёл к выводу, что отдых ТИРЕ это не только про безделье, но и про пользу.

Тире перед ЭТО.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

бездельное отношение к отдыху.

Лексическая несочетаемость.

Эта связь показывает проблему с двух сторон

Вы второй раз используете этот странный оборот, я не учитываю ошибку, но все же не советую вам его использовать.

я пришёл к выводу, что отдых это не только про безделье, но и про пользу.

Этот оборот «про то... не про то...» разговорный, стилистически в сочинении неуместен.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Маргинал, используйте цитирование разумно. Речь у вас в основном грамотная, но периодически проскакивают неприемлемые обороты, последите за ними. Внимательнее подходите к аргументации, соотносите пример со своим тезисом.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку