Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова роль матери в жизни человека?

  • Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери
    (1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
    (4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
    (7)Все в мире открывала Андрею мать.
    — (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
    — (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
    (12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
    — (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
    — (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
    (20)Мать ответила радостным смехом:
    — (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
    (22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
    (23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
    — (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
    (27)Мать ответила:
    — (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
    (31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
    (32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
    (37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
    (40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
    — (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
    — (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
    (52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
    — (53)Здравствуй, милый!
    (54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
    (По Ф. Вигдоровой*)
    * Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
16.01.2023 21:47:16
Автор: Влада Марулина

     Семья является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Именно в семье закладываются нравственные основы и принципы, которые позволяют в дальнейшем воспитать в себе сильную личность. Ребёнку важно получать заботу, ласку и любовь. И в большей степени он получает это от матери, которая является для него примером. Какова роль матери в жизни человека? Такая проблема поднимается в тексте Ф. А. Вигдоровой.
     Одной из задач любой матери является воспитание в своём ребёнке правильного мироощущения и возможности радоваться мелочам. От таких эмоций дети должны получать полное удовлетворение. Именно Елена Фёдоровна научила своего сына видеть эту красоту в мелочах: берёзовые листья напоминали ей «золотые пятаки на снегу», а кленовые казались похожими на «след птичьей лапки». Когда мама радуется, это должны понимать и её дети, чтобы окружающий мир, со всеми его проблемами, не казался таким жестоким и грубым. Благодаря тёплому сердцу и неравнодушию своей матери Антон научился радоваться мелочам, от чего был в полном восторге. Но мальчик и не догадывался, что такая позиция матери – часть его воспитания. И именно спустя годы мальчик с теплотой вспоминал «игру воображения» своей мамы.
     Елена Фёдоровна преподала своему сыну ещё один нравственный урок. Мать показала своему сыну пример, который демонстрировал ценность дружбы, взятие ответственности за поступки, а также различные человеческие взаимоотношения. А этот пример заключался в следующем: когда учительница попросила Андрея записывать имена одноклассников, нарушающих дисциплину в школе, мальчик точно знал, что не сможет доносить на своих товарищей. Первые представления о чести он получил от любимой мамы. Она посоветовала своему сыну писать только собственную фамилию, не выдавая своих друзей, как бы это плохо не было.
     Данные примеры взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этим примерам можно сделать вывод, что именно мама играет большую роль в жизни человека, она позволяет воспитать в своём ребёнке различного рода чувства. Именно неравнодушное участие в жизни своего ребёнка позволяет воспитать в нём настоящую личность, способную здраво оценивать свои поступки.
     Позиция автора так или иначе ясна. Вигдорова восхищается Еленой Фёдоровной. Она понимает, что мама – самый важный человек в жизни любого, поскольку мать оказывает на своего ребёнка большое влияние, воспитывает его, вместе развивается и проводит совместное свободное время.
     Я согласна с позицией автора. Для меня мама – пример сильного человека. Благодаря маме я добилась в жизни многого. Мама показывает пример того, как надо правильно поступать в различных ситуациях, как обращаться с окружающими людьми и как не бояться трудностей, а смело идти вперёд. Во время каких-либо трудностей моя мама всегда даёт мне совет того, как правильно поступить, чему я безмерно благодарна.
      Любовь матери к своему ребёнку – бескорыстная и глубокая. Материнство – это священный дар. И каждая мать должна с достоинством пронести на себе этот опыт, дать своему ребёнку всё самое важное и ценное.

Количество слов - 443

Здравствуйте, Влада!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

Данные примеры взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этим примерам можно сделать вывод, что именно мама играет большую роль в жизни человека, она позволяет воспитать в своём ребёнке различного рода чувства. Именно неравнодушное участие в жизни своего ребёнка позволяет воспитать в нём настоящую личность, способную здраво оценивать свои поступки.

Вы недостаточно внимания уделяете роли каждого примера при анализе связи. Связь засчитываю, но лучше помимо обобщения сделать отсылки и к примерам.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Именно Елена Фёдоровна научила своего сына видеть эту красоту в мелочах: берёзовые листья напоминали ей «золотые пятаки на снегу», а кленовые казались похожими на «след птичьей лапки».

Кто такая Елена Федоровна? Персонажей надо вводить в текст сочинения.

Елена Фёдоровна преподала своему сыну ещё один нравственный урок.

Предыдущий описанный урок был не нравственным. Если вы имели в виду, что второй урок был, в отличие от первого, нравственным, стоило обособить слово нравственный.

Она посоветовала своему сыну писать только собственную фамилию, не выдавая своих друзей, как бы это плохо не было.

А что именно плохо: выдавать своих друзей? писать свою фамилию? почему? не вполне понятно

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Она посоветовала своему сыну писать только собственную фамилию, не выдавая своих друзей, как бы это плохо не было.

НИ было

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Семья является неотъемлемой частью в жизни каждого человека.

Корректно: частью жизни.

Одной из задач любой матери является воспитание в своём ребёнке правильного мироощущения и возможности радоваться мелочам.

Лексическая несочетаемость. Воспитать возможность нельзя.

Мать показала своему сыну пример, который демонстрировал ценность дружбы, взятие ответственности за поступки, а также различные человеческие взаимоотношения.

Стилистически неуместное употребление отглагольного существительного (взятие). А как пример демонстрировал различные взаимоотношения?..

Благодаря этим примерам можно сделать вывод, что именно мама играет большую роль в жизни человека, она позволяет воспитать в своём ребёнке различного рода чувства.

мама позволяет воспитать в ребенке чувства?.. она их воспитывает, а не позволяет...

Она понимает, что мама – самый важный человек в жизни любого, поскольку мать оказывает на своего ребёнка большое влияние, воспитывает его, вместе развивается и проводит совместное свободное время.

вместе С НИМ развивается? Мать развивается вместе с ребенком — такая ваша мысль? Или все же ребенка развивает? Непонятно.

вместе / совместное — тавтология + совместное свободное время — канцеляризм

Мама показывает пример того, как надо правильно поступать в различных ситуациях, как обращаться с окружающими людьми и как не бояться трудностей, а смело идти вперёд. Во время каких-либо трудностей моя мама всегда даёт мне совет того, как правильно поступить, чему я безмерно благодарна.

Повторы. Во время трудностей?..

И каждая мать должна с достоинством пронести на себе этот опыт, дать своему ребёнку всё самое важное и ценное.

Пронести на себе опыт — некорректно. (Испытать на себе — можно, но с опытом все равно не стыкуется.) Можно: с достоинством пройти это испытание, получить этот опыт (тогда без достоинства).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Благодаря тёплому сердцу и неравнодушию своей матери Антон научился радоваться мелочам

Мальчика зовут Андрей. С этого года ужесточаются требования к фактической точности, будьте предельно внимательны.

Влада, у вас получилось очень хорошее сочинение! Вас подводят только речевые ошибки. Советую вам писать чуть лаконичнее и проще, думаю, вы сумеете в любом случае раскрыть тему, а части ошибок избежите. Знакомьте читателей с персонажами в начале сочинения, повнимательнее проверяйте сочинение на логику и повторы, и вы добьетесь максимума баллов!

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку