Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Человек и обстоятельства

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
15.01.2023 21:51:31
Автор: Лилия Орлова

   Что сильнее: человек или обстоятельства, в которые он попадает? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте К. И. Паустовского.
    Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор рассказывает о пленном австрийце, которого привезли в московский госпиталь. Солдат "был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя жёлтыми глазами". Он хотел сказать что-то внятно, но мог выдать лишь "клекочущий шёпот". Было видно, что рана в горле мешает ему говорить и каждое слово даётся с трудом. Изменить эту ситуацию больной не мог.
      Далее Паустовский думает о судьбе солдата и предполагает, что он попал на войну "по воле "швабов" прямо из своей деревни". "Есмь славянин! Полонённый у велика-велика битва... брат мой", - эти слова австрийца заставляют автора задуматься о том, что "сила ломит силу" и не вина солдата, "что он поднял оружие против братьев". Так Паустовский помогает читателю понять, что жизненные обстоятельства могут загнать человека в ситуацию, когда у него не будет выбора.
        Эти дополняющие друг друга примеры демонстрируют нам, что характер обстоятельств неважен. Это может быть физический недостаток или воля государства, ограничивающая выбор человека, - всё равно они будут сильнее.
         К. Г. Паустовский считает, что человек слабее обстоятельств и ничего не может им противопоставить, как бы ни пытался.
         Я согласен с автором. По моему мнению, человек слишком беспомощен в этом мире. В этом меня убеждают и литературные примеры. В книге Анджея Сапковского "Дитя предназначения" главный герой - Геральт из Ривии - попросил за свою работу то, "что встретишь дома, но чего не ждёшь". Заказчик согласился на такое условие. Неожиданной оплатой оказалась ещё не рождённая девочка - Цирилла. Несмотря на нежелание Геральта заботиться о ней, они всегда были вместе, так как малышка была предназначена герою.
     В заключение всего вышесказанного хочется подчеркнуть, что жизненные обстоятельства оставляют человека без выбора и ему придётся с ними мириться.
Количество слов - 298

Здравствуйте, Лилия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

У вас оба примера про австрийца. В первом пояснением являются слова: Изменить эту ситуацию больной не мог?..

По сути, первый пример входит во второй, который описывает ситуацию более глобально. Солдат попал на войну по воле обстоятельств и потому ранен и не может говорить. А отдельно рассматривать как пример тот факт, что рана в горле мешает ему говорить, несколько странно. Обратите внимание, это некорректно называть физическим недостатком. Далее вы разносите «по сторонам» недостаток и волю государства, как будто бы этот самый недостаток не является следствием исполнения воли государства! «Характер обстоятельств» здесь одинаковый. Обстоятельство одно. За это снижается балл по К5 (логика).

Ситуация может сложиться такая: первый пример не будет зачтен целиком, не будет зачтена и связь тогда.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Аргумент засчитан, хотя вы приводите пример из фэнтези в обоснование тезиса «человек беспомощен в этом мире»! Это тоже противоречит логике. Такой сказочный, нереальный пример (кстати, его часто использовали в сказках) никак не может доказывать беспомощность человека в этом мире... И мне непонятно, кого из них вы в итоге считаете беспомощным перед обстоятельствами: Геральта, малышку или обоих.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 балл

Баллы сняты за нарушение логики в комментарии и анализе связи и аргументации своей позиции.

K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Далее Паустовский думает о судьбе солдата и предполагает

Недочет: вместо думает лучше было употребить рассказывает...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Текст по формальным признакам можно отнести в художественному стилю. Стало быть, тут действует рассказчик, а не автор. Балл не снижается, но все же будьте корректны.

Лилия, сочинение очень хорошее, грамотно написанное, речь на высоком уровне. Структура соблюдена. Будьте поаккуратнее с примерами — как из текста, так и своими собственными. Мы на сайте стараемся подходить со всей строгостью к оценке, уверены, что такая скрупулезность даст возможность ликвидировать все слабые места. У вас, безусловно, есть все шансы написать на максимум.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку