ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Какова цена справедливости?
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера поведение сына рассказчицы перед казнью: "Сын госпожи учительницы может отойти от стены! Который из вас сын госпожи учительницы? Мой сын не шелохнулся". Мальчик осознает, что виноват в той же степени, что и его товарищи, и поэтому заслуживает того же наказания, что и они. Так Ю. Яковлев убеждает нас в том, что во имя справедливости человек может отдать свою жизнь. Далее автор обращает внимание на мысли матери и ее последующий ответ Рехту: "Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце", "Спасая сына, я одновременно предаю его. Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу" "Я повернулась и сказала: <<Они все мои сыновья>>". Рассказчица не могла позволить себе спасти только своего сына, ведь это было бы нечестно по отношению к его товарищам. Она пошла на риск, зная, что может навсегда лишиться своего ребенка. Так Ю. Яковлев заставляет нас задуматься о том, что нужно быть готовым к потере самого близкого человека, если только так может восторжествовать справедливость. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, дают нам понять, что справедливость может обойтись очень дорого.
Автор считает, что цена справедливости крайне высока и сравнима с ценой человеческой жизни.
Я согласен с мнением автора и думаю, что в определенных ситуациях люди могут потерять очень многое для того, чтобы справедливость была восстановлена. Для обоснования собственной позиции приведу пример из читательского опыта. В произведении В. К. Железникова "Чучело" главная героиня Лена Бессольцева заступилась за своего друга Диму Сомова, взяла его вину за проступок на себя. Все одноклассники начали издеваться над девочкой, считая ее предательницей. В это же время Дима молчал, полностью отстраняясь от Лены. Но в определенный момент правда выяснилась, после чего справедливость восторжествовала: все стали относиться к Бессольцевой с уважением, а ее бывший друг полностью потерял свое авторитетное положение в обществе, которым крайне сильно дорожил и гордился. На этом примере мы видим, что цена справедливости может быть очень высока.
В заключение хотелось бы сказать, что следует поступать честно, даже если для этого потребуется пожертвовать чем-либо.
Здравствуйте, Артем!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 0 баллов
Проблема определена неверно, сформулирована корректно.
Какова цена справедливости? |
В тексте речь идет о совести, о верности, о нравственном выборе, а не о справедливости. К сожалению, вы не поняли текста. У вас же цитаты о предательстве! Юноша не вышел, потому что не хотел предавать товарищей. Мать решила не спасать сына не потому, чтобы восторжествовала справедливость! А потому что в этом случае сын бы чувствовал себя предателем по отношению к товарищам и его замучила бы совесть.
Так Ю. Яковлев заставляет нас задуматься о том, что нужно быть готовым к потере самого близкого человека, если только так может восторжествовать справедливость. |
Получается, мальчики были преступниками и фашисты их справедливо казнили?! Тут есть риск обнуления и К11.
Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, дают нам понять, что справедливость может обойтись очень дорого. |
Такой анализ связи все равно не был бы засчитан, так как не показано, каким образом примеры дополняют друг друга, сделан только микровывод.
K2 - Комментарий: + 0 баллов
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера поведение сына рассказчицы перед казнью |
Вы начинаете рассказ с середины, никак не описав ситуацию. Сочинение должно быть построено таким образом, чтобы читателю, не знакомому с текстом, было понятно, о чем речь. Это логическая ошибка.
Далее автор обращает внимание на мысли матери и ее последующий ответ Рехту: |
Кто такой Рехт, если вы его упоминаете, тоже надо пояснить.
Она пошла на риск, зная, что может навсегда лишиться своего ребенка. |
Знала точно, что лишится.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Далее автор обращает внимание на мысли матери и ее последующий ответ Рехту: "Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце", "Спасая сына, я одновременно предаю его. Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу" "Я повернулась и сказала: <<Они все мои сыновья>>". |
У вас три цитаты, между второй и третьей нет знаков. В третьей, кроме того, есть еще внутри слова автора. Непонятно, сколько в итоге предложений! Такое хаотичное цитирование нежелательно. Вы могли привести три отдельных предложения (только так, чтобы они шли по порядку), поставив кавычки в начале и в конце, а пропуски обозначив так: <...>. Но лучше было разделить фразу на две.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Артем, вам не удалось понять текст и грамотно сформулировать проблему. Это серьезная ошибка, которая приводит к потере сразу 9 баллов. Могу вам посоветовать почитать сочинения на сайте по этому же тексту, оцененные на 20+ баллов. В остальном сочинение грамотное, так что вам стоит уделить этому вопросу самое пристальное внимание. Удачи!