Запомни!
Проблема влияния войны на судьбу человека
-
Текст: Ю. Нагибин. О воспоминаниях юности(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
(3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева.
— (6)Сережа, можно тебя на минутку?
(7)Я вышел в коридор.
— (8)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
(9)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
— Зачем?
— (10)Мне интересно, каким ты станешь. (11)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(12)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14)Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
(15)Между нами никогда не было дружеской близости. (16)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
(17)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. (18)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
— (20)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
— (21)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — (22)Или у берегов Гренландии!..
(23)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24)Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25)Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
(27)Больше Женя не бывала с нами. (28)Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29)А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
— (30)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
— (31)К чему было говорить? (32)Тебе так нравилась Нина!
(33)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
— Где же и когда мы встретимся?
— (34)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
(35)Минули годы. (36)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(40)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41)Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42)Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
(43)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину)
Отвечая на этот вопрос, автор текста рассказывает о том, что Женя Румянцева была одной из немногих учащихся, твердо определивших свой дальнейший жизненный путь. Она с шестого класса знала, что станет астрономом и никем другим. Но планам Жени не суждено было сбыться: в первый день войны она бросила институт и пошла в летную школу. Этим Ю.М. Нагибин хочет показать, что война лишает людей мечты.
Продолжая повествование, писатель сообщает о том, что летом 1944 года Румянцевой было присвоено звание Героя Советского Союза, но, как оказалось, посмертно. Она так и не смогла встретиться спустя десять лет после окончания школы с Сережей, который «за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече». Так автор хочет сказать, что война разлучает людей навсегда, лишая их надежды на совместное счастье.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что война способна изменить жизни людей: некоторые откажутся от своих амбиции, а кто-то не сможет быть вместе с дорогим ему человеком.
Автор считает, что война – это жестокое событие, кардинально меняющее судьбу человека, причем не в лучшую сторону.
Трудно не согласиться с позицией Ю.М. Нагибина. Я считаю, что война становится для людей препятствием, которое лишает их жизненных ценностей. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов во время войны потерял семью. Эта утрата сильно сказалась на его состоянии: некоторое время он чувствовал опустошение. Но Андрей нашел в себе силы жить дальше и даже приютил сироту, в котором обрел новый смысл жизни.
Таким образом, можно сделать, что войны наполняют болью и разочарованием души людей.
Здравствуйте, Евгений!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами указана, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Автор считает, что война – это жестокое событие, кардинально меняющее судьбу человека, причем не в лучшую сторону. |
Пояснение лишнее, жестокие события не могут поменять жизнь как-то иначе.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Она так и не смогла встретиться спустя десять лет после окончания школы с Сережей, который «за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече». |
Стоило немного пояснить, кто такой Сережа и почему он испытывал эти чувства, персонажей надо вводить в текст.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
некоторые откажутся от своих амбиции |
Неудачный выбор слова. Амбиции = честолюбие, имеет скорее отрицательную коннотацию.
Я считаю, что война становится для людей препятствием, которое лишает их жизненных ценностей. |
Жизненные ценности — это принципы, установки человека, это не то же самое, что самое ценное в жизни. Жизненные ценности у людей остаются.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Евгений, хорошее, грамотное сочинение! Чуть аккуратнее в формулировках, у вас есть все шансы написать на максимум! Удачи!