Запомни!
Как война повлияла на жизнь простых людей?
-
Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи(1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
(4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
(6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
- (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
(12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
(13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
(14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
(18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
(20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
(24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
(27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
(31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
(34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
- (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
(42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Сначала автор рассказывает о том, как “грузили раненых” в санитарные вагоны. Паустовский отмечает: “Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.” И правда, от этого сравнения становится не по себе. Не передать словами как, должно быть, чувствовали себя люди, проводившие своих родных и близких на фронт. Писатель рассказывает, что каждый раз к этим вагонам приходили женщины и ждали, когда привезут раненых. И все они искали знакомые лица и надеялись, что, может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе. Трудно даже представить, какую боль испытывали эти женщины, как переживали они, думая о своих родных и близких, ушедших на фронт. С началом войны их жизнь изменилась, наполнилась болью и страданиями.
Затем Паустовский рассказывает об однажды попавшем в число раненых австрийце. Умирая, он промолвил фразу, которую рассказчик не понял с первого раза. Долго думая над этим, главный герой, от лица которого ведется повествование, понял: бедолага напоследок хотел сказать, что он не хотел поднимать оружие против братьев, его заставили это сделать. “Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.” – размышляет рассказчик. Война отняла у бедняги австрийца мирную жизнь и заставила убивать против его воли.
Второй пример из текста дополняет первый. Оба примера показывают, что война изменила жизни многих людей, забрала у них родных и близких, заставила делать страшные вещи. Позиция автора ясна: война принесла простым людям немало страданий. Я согласна с позицией автора. Для доказательства данной мысли хочу обратиться к произведению Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Главный герой повести Алексей Мересьев потерял обе ноги во время одного из сражений Великой Отечественной войны. Именно из-за войны Алексею пришлось принести эту жертву.
В заключение хочу сказать, что Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для многих людей. Она затронула практически каждую семью. И мы ни в коем случае не должны забывать, через что пришлось пройти нашим предкам в это ужасное время!
Здравствуйте, Марина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами указана, проанализирована.
Второй пример из текста дополняет первый. Оба примера показывают, что война изменила жизни многих людей, забрала у них родных и близких, заставила делать страшные вещи. |
Можно было почетче:
Два дополняющих друг друга примера показывают, как война изменила жизни людей: у одних забрала родных и близких, других заставила совершать страшные поступки.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие и обоснование несуществующего тезиса.
Я согласна с позицией автора. Для доказательства данной мысли хочу обратиться к произведению Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Главный герой повести Алексей Мересьев потерял обе ноги во время одного из сражений Великой Отечественной войны. Именно из-за войны Алексею пришлось принести эту жертву. |
Какую мысль вы доказываете? Вы должны доказывать свой тезис, которого нет.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Не передать словами ЗПТ как, должно быть, чувствовали себя люди, проводившие своих родных и близких на фронт. |
Сложноподчиненное предложение
порожденных войной.” |
Кавычки, потом точка. Баллы за это не снижаю, так как в рукописном тексте обычно они стоят друг под другом. Но правила предусматривают строгий порядок.
Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.” – размышляет рассказчик. |
Некорректные знаки при прямой речи. Сначала кавычки, потом запятая и тире.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Над этим вопросом рассуждает Константин Георгиевич Паустовский |
Рассуждать О, размышлять О/НАД, не путайте
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Не передать словами как, должно быть, чувствовали себя люди, проводившие своих родных и близких на фронт. |
Вы говорите: «не передать словами». В этом случае вводное слово неуместно, так как оно должно указывать на какие-то чувства, которые, должно быть, испытывали люди. У вас вводное слово повисло в воздухе.
Затем Паустовский рассказывает об однажды попавшем в число раненых австрийце. |
Недочет. Слишком много зависимых слов, относящихся к австрийцу. Такие конструкции громоздкие и тяжело воспринимаются.
Умирая, он промолвил фразу, которую рассказчик не понял с первого раза. Долго думая над этим, главный герой, от лица которого ведется повествование, понял: бедолага напоследок хотел сказать, что он не хотел поднимать оружие против братьев, его заставили это сделать. |
Рассказчик и главный герой — это один и тот же человек? Такие синонимичные фразы только путают читателя. Далее повтор. Смотрите, как можно было отредактировать:
Умирая, тот промолвил фразу, которую рассказчик не понял с первого раза. Но потом он догадался: бедолага напоследок пытался сказать, что не хотел поднимать оружие против братьев, его заставили это сделать.
Война отняла у бедняги австрийца мирную жизнь и заставила убивать против его воли. |
Есть устойчивое сочетание «отнять жизнь» = «убить». В данном случае имеется в виду другое, но первый смысл все равно проглядывает, отчего фраза выглядит некорректной.
Именно из-за войны Алексею пришлось принести эту жертву. |
Некорректно про потерю ног говорить принести жертву. Как будто он ноги в жертву приносит...
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Главный герой повести Алексей Мересьев потерял обе ноги во время одного из сражений Великой Отечественной войны. |
Марина, вполне приличная работа у вас. Советую вам не писать так длинно, в этом нет такой уж необходимости, особенно если сохраняется риск речевых ошибок. Рассуждать о — выучите, это считается грубой ошибкой. Пишите всегда о и не ошибетесь. И, конечно же, не забывайте про тезис в обосновании своей позиции. Удачи на ЕГЭ!