Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что значит быть великодушным?

  • Текст: Т. Скок. О великодушии
    (1)В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. (2)Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». (3)В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. (4)Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». (5)Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. (6)Но теперь уже поздно. (7)Я знаю это!» (8)Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. (9)Ни жалоб, ни озлобления. (10)Строгое и чистое просветление.
    (11)Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. (12)Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. (13)Уметь хвалить искренне, без тени зависти.
    (14)Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. (15)Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. (16)Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. (17)«Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! (18)В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», – строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. (19)Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. (20)Опять хандришь. (21)Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… (22)Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. (23)Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». (24)Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…

    (25)О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. (26)П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… (27)Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». (28)В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… (29)Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, - отвечал отрывисто: "Нет, не надо; жена услышит”… (30)Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». (31)Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. (32)На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».

    (По Т. Скок)
11.05.2022 18:07:43
Автор: Никита Мальцев

Что значит быть великодушным?

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, Т. Скок рассказывает о князе Андрее Болконском, герое произведения "Война и мир", который "в конце своей жизни", пройдя "через нравственные испытания и физические муки", становится способен "пожалеть своего страдающего врага". Автор пишет: "... и в этом проявляется истинное величие его души". Читатель понимает, что быть великодушным - значит уметь искренне проявлять сострадание к другим людям.

Кроме того, писатель рассказывает о Пушкине, который поддерживал поэта Плетнева, когда тот был болен, и отправлял ему письмо, в котором он "врачует душу друга" и говорит: "... не хандри - холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы". Этот пример доказывает, что великодушие - это чистосердечное желание поддерживать людей в трудную минуту.

Примеры дополняют друг друга. Они помогают понять, что величие души заключается не только в сострадании окружающим, но и в желании помогать им в преодолении жизненных трудностей.

Позиция автора такова: быть великодушным - это быть полностью искренним с людьми, понимать их и поддерживать в нужную минуту.

Я согласен с позицией автора. Например, моя мама, будучи ученицей старших классов, участвовала в шахматном турнире, в котором заняла второе место, однако она не стала завидовать победительнице: моя мама от всего сердца поздравила ее, проявив таким образом великодушие.

В заключение мне хотелось бы сказать, что только по-настоящему добрый и искренний человек может называться великодушным.
Количество слов - 221

Здравствуйте, Никита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Читатель понимает, что быть великодушным - значит уметь искренне проявлять сострадание к другим людям.

Обратите внимание, что не просто к другим людям, а именно к врагам, это подчеркивается автором, следует и вам подчеркнуть в пояснении.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Связь между примерами указана, проанализирована.

Примеры дополняют друг друга. Они помогают понять, что величие души заключается не только в сострадании окружающим, но и в желании помогать им в преодолении жизненных трудностей.

Вы повторили практически слово в слово пояснения. Стоило добавить микровывод, чтобы анализ связи полностью не дублировал комментарий.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Как вам кажется, а не удачнее было бы привести тут цитату? Вы ее пересказали, получилось снова похоже на то, что написано ранее, а цитата смотрелась бы «поживее», в данном случае она подходит, так как позиция выражена четко.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие и обоснование несуществующего тезиса.

Никита, не забывайте про тезис в этом пункте. Увы, его отсутствие обнуляет баллы по этому критерию.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Кроме того, писатель рассказывает о Пушкине, который поддерживал поэта Плетнева, когда тот был болен, и отправлял ему письмо, в котором он "врачует душу друга" и говорит:

У вас оба глагола одного вида и времени, что формально корректно. Но если глагол поддерживать можно было бы употребить в несовершенном виде (предположив, что Пушкин неоднократно поддерживал Плетнева), то означенное письмо все же Пушкин отправил (единожды), а не отправлял.

В этом случае стоило оба глагола употребить в совершенном виде.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Например, моя мама, будучи ученицей старших классов, участвовала в шахматном турнире, в котором заняла второе место, однако она не стала завидовать победительнице: моя мама от всего сердца поздравила ее, проявив таким образом великодушие.

Повтор. Его легко было избежать: она не стала завидовать победительнице, а от всего сердца поздравила ее...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Никита, у вас отличное сочинение, очень четкое, логичное, грамотное. Постарайтесь не слишком повторяться, иногда это приводит к снижению по К5. И, конечно, не забывайте про структуру части с аргументацией: согласие + тезис + пример-доказательство. Удачи, у вас есть все шансы написать сочинение на максимум!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку