Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Как стать свободным человеком?
-
Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести(1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
(7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
(9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
(12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
(22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
(26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(30)Что такое внутренняя свобода?
(31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
(33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
(40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
(41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
(46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
(47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
(52)От совести.
(53)Что такое совесть?
(54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
(59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
(64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
(72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
(74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
(С. Соловейчик)
Рассуждая над этим вопросом, автор пишет, что понятие свободы невозможно толковать однозначно, потому что оно описывает как внешнюю свободу от различных видов принуждения со стороны других людей, так и внутреннюю.свободу, необходимую для существования человека, как личности. Однако совершенно свободных от воздействия извне людей не существует, поэтому по-настоящему свободны только те, кто обладает внутренней свободой. Внутренне свободные люди не поддаются страху перед другими и перед жизнью, они не верят предубеждениям и уважают чужие права. Такие люди гуманнее остальных. Этим примером С. Соловейчик показывает, что только человечный и не доверяющий стереотипам человек может быть по-настоящему свободен.
Кроме того автор пишет, что для внутренней свободы человек обязательно должен слушать совесть, потому что без нее человек - "раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни". Бессовестные люди злоупотребляют своими правами и внешними свободами, иногда даже не подозревая об этом. Этим примером С. Соловейчик доказывает, что бессовестный человек не может быть внутренне свободен.
Эти примеры противопоставлены друг другу. Они оба описывают то, каким должен быть человек, чтобы стать внутренне свободным, но в первом случае показано, от чего он не должен зависеть , а во втором - к чему должен прислушиваться.
Позиция автора ясна: С. Соловейчик считает, что человеческая свобода, в первую очередь, определяется внутренней составляющей, так как при ее наличии человек, вне зависимости от внешних обстоятельств, всегда остается свободным. Для обретения внутренней свободы обязательно нужно перестать поддаваться стереотипам и предрассудкам, начать уважать права других людей и всегда поступать по совести.
Трудно не согласиться с автором, действительно, внутренняя свобода намного важнее внешней. Подтверждение этому есть в романе Д. А. Глуховского "Текст". В нем обычный студент, Илья Горюнов, после несправедливого обвинения, мести и попыток выйти из сложившейся ситуации оказывается перед выбором, он может уехать , но при этом погибнет другой человек, или же погибнуть сам. Выбирая между жизнью и внутренней свободой, Илья выбирает второй вариант и спасает Нину.
Таким образом, главные качества свободного человека - гуманность, совестливость, уважительность, доброта.
Здравствуйте, Никита!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснение не засчитано.
Этим примером С. Соловейчик показывает, что только человечный и не доверяющий стереотипам человек может быть по-настоящему свободен. |
О свободе от стереотипов (доверять стереотипам — очень сомнительное выражение, не стоит его использовать) говорит сам автор почти такими же словами. Кто такой человечный человек, что вы вкладываете в это понятие? Почему человечный человек по-настоящему свободен? А как же внутренняя свобода — как все это связано с пояснением? Я не вижу этого в тексте и не понимаю, что вы имели в виду.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами указана, проанализирована очень грамотно!
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора ясна: С. Соловейчик считает, что человеческая свобода, в первую очередь, определяется внутренней составляющей, так как при ее наличии человек, вне зависимости от внешних обстоятельств, всегда остается свободным. Для обретения внутренней свободы обязательно нужно перестать поддаваться стереотипам и предрассудкам, начать уважать права других людей и всегда поступать по совести. |
Позицию я засчитываю с натяжкой. Во-первых, в этом абзаце вы пересказываете кратко «содержание предыдущих серий», поэтому он получился достаточно большой. Всё это уже было. Во-вторых, что такое внутренняя составляющая? Автор так не говорит (а если бы говорил, стоило бы взять в кавычки). Внутренняя составляющая, если это ваши слова и вы больше ничего не конкретизируете, — это, простите, всё, что внутри человека :) Вы имели в виду внутренний мир, духовную составляющую. В-третьих, про второй пример тут только в последних словах...
Слово обязательно здесь лишнее. Вы не чувствуете, что с ним появляется оттенок такой «наивной назидательности»? И начать тоже лишнее. Прочтите фразу без этих слов, она только выиграет.
Вариант правки (делаем текст более емким и резюмирующим):
Чтобы обрести свободу, надо как можно меньше зависеть от чужого мнения и стереотипов (отсылка к первому примеру) и быть чутким к голосу совести (отсылка ко второму примеру), а также избавиться от агрессивных устремлений (еще один акцент, необязательный, но подходящий для финала).
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса, но, к сожалению, из вашего рассказа почти ничего непонятно.
В нем обычный студент, Илья Горюнов, после несправедливого обвинения, мести и попыток выйти из сложившейся ситуации оказывается перед выбором, он может уехать , но при этом погибнет другой человек, или же погибнуть сам. Выбирая между жизнью и внутренней свободой, Илья выбирает второй вариант и спасает Нину. |
1) Вы в одной строке попытались пересказать весь роман, вышло неудачно... Все очень сумбурно. Можно было сказать про тяжелые обстоятельства и сразу перейти к концу, если вам важен конец.
2) Что с чем соотносится? Погибнуть — наверное, обрести внутреннюю свободу. А уехать — это жизнь. Очень сложно все понять. Почему герой, погибнув, обретет внутреннюю свободу? Вы знаете, я читала этот роман, но мне было бы сложно привести его в качестве аргумента тут. Кажется, не справились и вы.
3) Кто такая Нина?.. Она появляется «под занавес», совершенно неожиданно. Обязательно всех героев надо вводить в текст.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
так и внутреннюю свободу, необходимую для существования человека, как личности. |
Это не сравнительный оборот, человек — это и есть личность, которая существует, значение «в качестве». Запятая не нужна.
Кроме того ЗПТ автор пишет, |
Вводное сочетание.
В нем обычный студент, Илья Горюнов, после несправедливого обвинения, мести и попыток выйти из сложившейся ситуации оказывается перед выбором, он может уехать , но при этом погибнет другой человек, или же погибнуть сам. |
Недочет, близкий к ошибке. Это явное обобщение, далее будет конкретизация, что за выбор, нужно двоеточие.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Рассуждая над этим вопросом |
Рассуждая О, размышляя О/НАД. Никита, я уже указывала вам на эту ошибку. Не используйте эту конструкцию совсем, если вам сложно запомнить.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Этим примером С. Соловейчик показывает, что только человечный и не доверяющий стереотипам человек может быть по-настоящему свободен. |
Тавтология. В крайне редких случаях подобные сочетания могут быть оправданны.
Кроме того автор пишет, что для внутренней свободы человек обязательно должен слушать совесть, |
Лексическая недостаточность: для обретения внутренней свободы.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Никита, я вижу, что вы усиленно готовитесь к экзамену, и замечаю прогресс! И речевых, и пунктуационных ошибок стало меньше. Анализу связи у вас многие могут поучиться :) Этот текст сложнее предыдущих, потому остались недочеты по содержательной части, я постаралась все расписать максимально подробно. Несмотря на то что баллы остаются прежними, вы, безусловно, на верном пути. Удачи на ЕГЭ!
PS. Не надо рассуждать НАД.