Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема самоотречения
-
Текст: Л.Толстой. Любовь к ближнему(1)Заставить себя любить других нельзя. (2)Можно только откинуть то, что мешает любви. (3)А мешает любви любовь к своему животному я.
(4)«Полюби ближнего, как самого себя» – не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. (5)Нельзя заставить себя любить. (6)«Люби ближнего» значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. (7)А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.
(8)Для того, чтобы точно, не на словах, быть в состоянии любить других, надо не любить себя, – тоже не на словах, а на деле. (9)Обыкновенно же бывает так: других, мы говорим, что любим, но любим только на словах, – себя же любим не на словах, а на деле. (10)Других мы забудем одеть, накормить, приютить, – себя же никогда. (11)И потому для того, чтобы точно любить других на деле, надо выучиться забывать о том, как одеть, накормить, приютить себя, – так же, как мы забываем сделать это для других людей.
(12)Надо приучить себя, когда сходишься с человеком, в душе говорить себе: буду думать только о нем, а не о себе.
(13)Стоит вспомнить о себе в середине речи – и теряешь нить своей мысли. (14)Только когда мы совершенно забываемся, выходим из себя, только тогда мы плодотворно общаемся с другими и можем служить им и благотворно влиять на них.
(15)Чем богаче по внешности, благоустроеннее жизнь человека, тем труднее, дальше от него радость самоотречения. (16)Богатые почти совсем лишены этого. (17)Для бедного всякая отрывка от своей работы для помощи ближнему, всякий ломоть хлеба, поданный нищему, есть радость самоотречения.
(18)Богатый же, если и отдаст из своих трех миллионов два ближнему, не испытает радости самоотречения.
(19)Была давно-давно на земле большая засуха: пересохли все реки, ручьи, колодцы, и засохли деревья, кусты и травы, и умирали от жажды люди и животные.
(20)Раз ночью вышла девочка из дома с ковшиком поискать воды для больной матери. (21)Нигде не нашла девочка воды и от усталости легла в поле на траву и заснула. (22)Когда она проснулась и взялась за ковшик, она чуть не пролила из него воду. (23)Он был полон чистой, свежей воды. (24)Девочка обрадовалась и хотела было напиться, но потом подумала, что недостанет матери, и побежала с ковшиком домой. (25)Она так спешила, что не заметила под ногами собачки, споткнулась на нее и уронила ковшик. (26)Собачка жалобно визжала. (27)Девочка хватилась ковшика.
(28)Она думала, что разлила его, но нет, он стоял прямо на своем дне, и вся вода была цела в нем. (29)Девочка отлила в ладонь воды, и собачка все вылакала и повеселела. (30)Когда девочка взялась опять за ковшик, он из деревянного стал серебряным. (31)Девочка принесла ковшик домой и подала матери. (32)Мать сказала: «Мне все равно умирать, пей лучше сама», и отдала ковшик девочке. (33)И в ту же минуту ковшик из серебряного стал золотой. (34)Тогда девочка не могла уже больше удерживаться и только хотела приложиться к ковшику, как вдруг в дверь вошел странник и попросил напиться. (35)Девочка проглотила слюни и поднесла страннику ковшик. (36)И вдруг на ковшике выскочило семь огромных брильянтов, и из него полилась большая струя чистой, свежей воды.
(37)А семь брильянтов стали подниматься выше и выше и поднялись на небо и стали теми семью звездами, которые называются Большой Медведицей.
(38)То, что ты отдал, то твое, а то, что ты удержал, то чужое.
(39)Если ты отдал что-нибудь другому, оторвав от себя, ты сделал добро себе, и это добро навсегда твое, и никто не может отнять его от тебя. (40)Если же ты удержал то, что хотел иметь другой, то ты удержал это только на время или до того времени, когда тебе придется отдать это.
(По Л.Н. Толстому)
Раскрывая проблему, Л. Толстой обращает внимание читателя на людей с разными социальными статусами: на бедных - как альтруистичных людей и на богатых – как эгоистичных собственников. «Богатый же, если и отдаст из своих трех миллионов два ближнему, не испытает радости самоотречения.» - рассуждает автор о жадности богатых и ставит в противовес щедрость бедных: «Для бедного всякая отрывка от своей работы для помощи ближнему, всякий ломоть хлеба, поданный нищему, есть радость самоотречения.». Этими примерами Л. Толстой показывает, что любовь к ближнему проявляется в заботе о нём без стремления к личной выгоде.
Продолжая свою мысль, автор знакомит читателя с героем предложенного текста – самоотверженной маленькой девочкой, и её ковшиком, олицетворяющим радость самоотречения. Однажды ночью девочка отправилась за водой для матери. Обретя ценную воду, она побежала домой, но столкнулась с собачкой. Несмотря на жажду, девочка дала собачке вылакать воду из её ладони, а после принесла серебряный кувшин матери. Мама поделилась водой с дочерью и ковш стал золотым, «и только девочка хотела приложиться к ковшику, как на пороге оказался странник и попросил напиться. Девочка проглотила слюни и поднесла страннику ковшик». Таким образом, Л. Толстой показывает, что самоотречение помогает увидеть людей, нуждающихся в заботе, а возможная благодарность удваивает радость самоотречения.
Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия самоотречения, с одной стороны, самоотречение помогает увидеть, полюбить, помочь ближнему своему, но с другой стороны, не стоит доводить самоотречение до самоуничижения.
Позиция автора чётко выражена. Он убеждён, что когда человек перестанет любить себя, он полюбит ближнего, как самого себя и свою любовь к ближнему будет доказывать поступками, а не словами.
Я полностью согласна с автором и считаю, что люди хотя бы иногда должны забывать про себя и позаботиться об окружающих. Аргументируя свою позицию приведу пример из читательского опыта. В произведении Маршака «Кошкин дом» рассказывается, как однажды богатая Кошка приглашает к себе известных горожан, а своих племянников-сироток выгоняет прочь. Гости разошлись, приглашая к себе с ответным визитом, но тут из печки выпадает уголёк и дом сгорает. Кошка осталась бездомной, а известные горожане обходятся с ней, как она со своими племянниками. Котята отнеслись к Кошке с пониманием, приютили у себя и все вместе построили новый, хороший дом. Этот пример показывает, что благодаря самоотречению Кошка полюбила Котят и в благодарность позаботилась о новом доме.
В заключение хотелось бы сказать, что любовь проявляется не только в словах, но и в поступках.
Здравствуйте, Лада!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснение не засчитано.
Таким образом, Л. Толстой показывает, что самоотречение помогает увидеть людей, нуждающихся в заботе, а возможная благодарность удваивает радость самоотречения. |
Где об этом сказано в тексте? Разве девочка думала о благодарности? Она обрадовалась этому? Мы об этом не знаем. Если в первом примере мы видим, в чем проблема самоотречения, то во втором самоотречение есть, а проблемы — нет.
Связь между примерами не указана, проанализирована некорректно.
Какой тип связи между примерами? Он должен быть четко обозначен. И где в ваших примерах (и в тексте) говорится о самоуничижении?
Вам стоило иначе подойти к комментарию. Вы таким образом сформулировали вопрос, что пример с девочкой не очень подходит. Потому что проблема самоотречения — значит невозможность по каким-то причинам отрешиться от своих нужд и забот. Если бы пример 1 был про богатых, пример 2 — про бедных, то вот ответ на проблемный вопрос: «Чем богаче по внешности, благоустроеннее жизнь человека, тем труднее, дальше от него радость самоотречения». Это действительно проблема. И вы логично бы вышли и на связь примеров (противопоставление), и на позицию автора.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора — это четкий ответ на проблемный вопрос. У вас нет такого ответа.
В чём заключается проблема самоотречения? когда человек перестанет любить себя, он полюбит ближнего, как самого себя и свою любовь к ближнему будет доказывать поступками, а не словами. |
Есть возможность счесть позицией автора ту мысль, что вы написали в анализе связи, она ближе к сути, но про самоуничижение автор не говорит, то есть и это не выглядит корректным ответом.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Однако аргумент из литературы для младших дошкольников не может быть зачтен. Этим вы невольно демонстрируете, что ваш читательский опыт не соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Продолжая свою мысль, автор знакомит читателя с героем предложенного текста... |
Не могу согласиться с тем, что девочка из легенды — герой текста.
В заключение хотелось бы сказать, что любовь проявляется не только в словах, но и в поступках. |
Ваше заключение логически выводом не является. Это повтор позиции автора.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Раскрывая проблему, Л. Толстой обращает внимание читателя на людей с разными социальными статусами: на бедных - как альтруистичных людей ТИРЕ и на богатых – как эгоистичных собственников. |
Приложение с КАК нуждается в выделении знаками с двух сторон. Уместнее было использовать, кстати, запятые.
«Богатый же, если и отдаст из своих трех миллионов два ближнему, не испытает радости самоотречения.» - рассуждает автор о жадности богатых и ставит в противовес щедрость бедных: «Для бедного всякая отрывка от своей работы для помощи ближнему, всякий ломоть хлеба, поданный нищему, есть радость самоотречения.». |
Неправильное оформление цитат. Если слова автора внутри прямой речи, то оформляется это так: «П, — А: — П». Но цитаты в тексте идут в обратном порядке. Уместнее было разделить эту фразу на две, например, так:
«Богатый же, если и отдаст из своих трех миллионов два ближнему, не испытает радости самоотречения», — рассуждает автор о жадности богатых. По-другому воспринимают помощь ближним бедные: «Для бедного всякая отрывка от своей работы для помощи ближнему, всякий ломоть хлеба, поданный нищему, есть радость самоотречения».
Точка всегда стоит за кавычками, это не простая формальность, а пунктуационное правило.
Мама поделилась водой с дочерью ЗПТ и ковш стал золотым, «и только девочка хотела приложиться к ковшику, как на пороге оказался странник и попросил напиться. Девочка проглотила слюни и поднесла страннику ковшик». |
Сложносочиненное предложение
Неуместными выглядят два союза И. Логичнее было с цитаты начать отдельное предложение.
Продолжая свою мысль, автор знакомит читателя с героем предложенного текста – самоотверженной маленькой девочкой, и её ковшиком... |
Приложение выделяется одинаковыми знаками: либо тире, либо запятыми.
Таким образом, Л. Толстой показывает, что самоотречение помогает увидеть людей, нуждающихся в заботе, а возможная благодарность удваивает радость самоотречения. |
В данном случае это не вводное слово.
Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия самоотречения, с одной стороны, самоотречение помогает увидеть, полюбить, помочь ближнему своему, но ЗПТ с другой стороны, не стоит доводить самоотречение до самоуничижения. |
В первом случае уместно поставить двоеточие. Недочет, на баллы не влияет.
А вторая запятая нужна, чтобы выделить вводное слово с двух сторон.
Он убеждён, что ЗПТ когда человек перестанет любить себя, он полюбит ближнего, как самого себя ЗПТ и свою любовь к ближнему будет доказывать поступками, а не словами. |
Первая запятая — граница придаточных предложений.
Вторая запятая закрывает сравнительный оборот.
Аргументируя свою позицию ЗПТ приведу пример из читательского опыта. |
Деепричастный оборот.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия самоотречения |
Недочет, корректно так: ...понятия «самоотречение».
с одной стороны, самоотречение помогает увидеть, полюбить, помочь ближнему своему |
Ошибка в употреблении однородных глаголов: увидеть/полюбить кого?, помочь кому? Разное управление, нельзя использовать один второстепенный член (вспомните задание 8 ЕГЭ).
Я полностью согласна с автором и считаю, что люди хотя бы иногда должны забывать про себя и позаботиться об окружающих. |
Нарушение видо-временной соотнесенности глаголов (несовершенный — совершенный вид).
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Продолжая свою мысль, автор знакомит читателя с героем предложенного текста – самоотверженной маленькой девочкой, и её ковшиком, олицетворяющим радость самоотречения. |
Автор знакомит читателя с ковшиком?..
Ковшик никак не олицетворяет радость самоотречения.
Таким образом, Л. Толстой показывает, что самоотречение помогает увидеть людей, нуждающихся в заботе, а возможная благодарность удваивает радость самоотречения. |
Некорректное сочетание, ни о какой возможной благодарности речи не идет. О благодарности никто не предполагал, она оказалась неожиданной.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Лада, вам стоит уделить внимание логике сочинения, особенно если текст сложный, философский. Соотносите с проблемой позицию автора и примеры. Напишите вначале краткий план, чтобы легче было проследить развитие мысли. Не забывайте про тип связи (дополнение, противопоставление, аналогия, причина и т. д.) И, конечно же, не стоит приводить в качестве аргумента примеры из книг для малышей. Будьте внимательнее с пунктуацией, слишком много ошибок. Советую почитать сочинения по этому же тексту, написанные на 20+ баллов. Удачи на ЕГЭ!