Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

пр. "Проблема проявления родительской любви"

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
01.05.2022 20:50:39
Автор: Лилия Орлова

   Должны ли родители принимать во внимание выбор ребёнка, заботясь о его благе? Над этой проблемой предлагает задуматься Ю. Яковлев в предложенном для анализа тексте.
   Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор приводит в качестве примера историю матери, сына которой вместе с друзьями приговорили к расстрелу. Придя к коменданту, женщина умоляет его спасти её сына. И когда немец предположил, что её сын "мог быть задержан случайно", она "с готовностью" согласилась с ним. На неё нашло "материнское ослепление", и она "готова была на любое признание, на любой поступок". В этот момент несчастная мать думала только о том, как сохранить жизнь своего сына. Этим примером Ю. Яковлев помогает понять, что родители часто опираются на собственные чувства, не рассматривая выбор, сделанный их детьми.
   Развивая сюжетную линию, писатель показывает, какие чувства испытала мать, увидев сына и ещё троих ребят у кирпичной стены, куда их привели для казни. Именно здесь женщина поняла, что, "спасая сына", она "одновременно" предаёт его и всех "в этой маленькой героический шеренге". Поняла, что должна принять выбор сына, каким бы страшным для неё он ни был. Ю. Яковлев убеждён, что именно так и должен поступать родитель.
   Противопоставляя эти эпизоды, автор подводит читателя к важной мысли: родительская любовь не должна быть слепой и эгоистичной, важно уметь уважать и принимать выбор своего ребёнка.
   Я разделяю позицию автора. Действительно, родителям важно научиться думать в первую очередь не о своих материнских или отцовских чувствах, а понять, чем руководствуется сын или дочь, принимая то или иное решение. Мне вспоминается роман М. Горького "Мать". Пелагея Ниловна поддержала сына, когда он стал заниматься революционный деятельностью. Она боялась за Павла, но и гордилась им, понимая, что он и его товарищи посвятили свою жизнь благородному делу. Это яркий пример того, как родители могут соглашаться с выбором ребёнка, даже понимая, что он опасен.
   В заключение хочется подчеркнуть, что, заботясь о благополучии своих детей, родители не должны забывать, что сын или дочь имеет право на собственный выбор. Важно понять причины этого выбора и отнестись к нему с уважением.
Количество слов - 332

Здравствуйте, Лилия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.

Должны ли родители принимать во внимание выбор ребёнка, заботясь о его благе?

Можно ли назвать благом ситуацию, когда мать отправляет ребенка на смерть, чтобы он не чувствовал себя предателем товарищей?.. Вряд ли.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснение не засчитано.

Этим примером Ю. Яковлев помогает понять, что родители часто опираются на собственные чувства, не рассматривая выбор, сделанный их детьми.

В тот момент ни о каком выборе сына речи не шло. Он не мог знать, что мать бросится его спасать, а он предпочтет погибнуть вместе с товарищами.

Пример 2 в сочинении указан, пояснение есть.

Обратите внимание на цитаты:

И когда немец предположил, что её сын "мог быть задержан случайно", она "с готовностью" согласилась с ним. На неё нашло "материнское ослепление", и она "готова была на любое признание, на любой поступок".

Именно здесь женщина поняла, что, "спасая сына", она "одновременно" предаёт его и всех "в этой маленькой героический шеренге".

Не надо заключать в кавычки каждое слово, которое совпадает с употребленным в тексте. Цитировать стоит только целые предложения и авторские образные, меткие выражения/метафоры, которые неуместно пересказывать. А уж одно общеупотребительное слово точно не надо писать в кавычках. Все, что я выделила, можно спокойно было написать просто так, без кавычек.

Связь между примерами указана, проанализирована недостаточно.

Противопоставляя эти эпизоды, автор подводит читателя к важной мысли: родительская любовь не должна быть слепой и эгоистичной, важно уметь уважать и принимать выбор своего ребёнка.

Что чему противопоставляется? Просто эпизоды — недостаточно, нужно проанализировать саму связь, а не только сделать вывод.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор приводит в качестве примера историю матери, сына которой вместе с друзьями приговорили к расстрелу.

Следовало упомянуть, что речь идет о военном времени и о фашистах. Иначе читателю непонятно, что произошло. Следует описывать историю кратко, но так, чтобы все важные нюансы были понятны человеку, не знакомому с исходным текстом.

В заключение хочется подчеркнуть, что, заботясь о благополучии своих детей, родители не должны забывать, что сын или дочь имеет право на собственный выбор.

Мысль у вас, безусловно, верная, но с текстом плохо соотносящаяся. Мы снова возвращаемся к вопросу о благе. Ни о благе, ни о благополучии для сына речи в тексте не идет.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Пелагея Ниловна поддержала сына, когда он стал заниматься революционный деятельностью.

революционнОй — сочту за опечатку, но будьте внимательны

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Именно здесь женщина поняла, что, "спасая сына", она "одновременно" предаёт его и всех "в этой маленькой героический шеренге". Поняла, что должна принять выбор сына, каким бы страшным для неё он ни был.

Недочет, но может быть квалифицирован как ошибка. Необоснованная парцелляция. Предложение можно было не разрывать.

Действительно, родителям важно научиться думать в первую очередь не о своих материнских или отцовских чувствах, а понять, чем руководствуется сын или дочь, принимая то или иное решение.

Ошибка в построении предложения с однородными членами. Должно быть: НЕ делать что-то, А делать что-то / думать НЕ о ..., А о ...

В вашем случае такая правка представляется уместной:

Действительно, родителям важно научиться думать в первую очередь не о своих материнских или отцовских чувствах, а о том, чем руководствуется сын или дочь, принимая то или иное решение.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Придя к коменданту, женщина умоляет его спасти её сына.

Недочет: плохо смотрится нанизывание местоимений — его ... её. Второе вполне можно было опустить, и так понятно, что сын её.

Это яркий пример того, как родители могут соглашаться с выбором ребёнка, даже понимая, что он опасен.

Здесь неуместно КАК (КАК именно родители соглашались с мнением ребенка, вы не рассказали), лучше было употребить ЧТО.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Лилия, вы написали композиционно удачную и грамотную работу. Будьте аккуратнее в формулировках, на экзамене часто попадаются тексты с драматическими сюжетами, важно писать корректно (это я о благе и благополучии). Постарайтесь в анализе связи указать, как примеры противопоставляются (или как один дополняет другой и т. д.). Ну и цитаты на отдельные слова рвать не советую, простые общеупотребительные слова можно писать без кавычек, даже если точно такие же есть в тексте. Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку