Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственного выбора

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
30.04.2022 11:08:23
Автор: Диана Сурнина

Быть или не быть? Иногда жизнь ставит человека перед сложнейшим выбором, где ни один из вариантов не будет до конца верным

В предложенном для анализа тексте Ю.Я. Яковлев поднимает проблему нравственного выбора

В рассказе повествование ведётся от лица женщины, потерявшей сына. Её сын делает выбор – понести наказание, а мать этот выбор принимает. Героиня понимает, что если бы пошла ему наперекор, то навсегда предала бы его. «Я нахожусь на грани страшного предательства. Спасая сына, я одновременно и предаю его».

С другой стороны, теперь её сына нет, а сама она испытывает боль из-за его смерти и душевные терзания – правильно ли она поступила: «И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня».

Эти примеры сопоставляются, показывая, что каждый из вариантов выбора несёт за собой разные, но все равно тяжелейшие последствия.

Позиция автора хорошо прослеживается в данном тексте. Нравственный выбор человека всегда обусловлен не только его желаниями, но и жизненной позицией других людей.

Я согласен с позицией автора. Действительно, свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Хочется верить, что никому не придется делать такой страшный нравственный выбор в своей жизни.

Количество слов - 194

Здравствуйте, Диана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Связь между примерами указана неверно.

Пример 1: Мать принимает выбор сына, не может его предать.

однако (с другой стороны!!!) — противопоставление

Пример 2: Тем не менее она испытывает душевные муки.

Эти примеры сопоставляются, показывая, что каждый из вариантов выбора несёт за собой разные, но все равно тяжелейшие последствия.

Сопоставление — это сравнение схожих ситуаций, выявление общего и различий. У вас одна ситуация — принятие сложного решения, вторая — последствия этого решения. Кроме того, мы видим последствия только одного решения, о втором можем только догадываться. Может быть, на сопоставление можно было как-то выйти, но ваш анализ неубедительный. Попробуйте вставлять логические маркеры различных типов связи.

Вот какой анализ связи я вижу, исходя из вашего комментария:

Мать отказывается от спасения сына, НО покоя не обретает. Примеры противопоставлены друг другу, они помогают понять, что этот высоконравственный поступок тем не менее оставляет в душе глубокую рану. Избавиться от этих душевных терзаний было невозможно, какое бы решение ни приняла женщина.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования тезиса нет.

Вы никак не аргументируете свою позицию.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Быть или не быть? Иногда жизнь ставит человека перед сложнейшим выбором, где ни один из вариантов не будет до конца верным
В предложенном для анализа тексте Ю.Я. Яковлев поднимает проблему нравственного выбора

Имеет ли отношение данный вопрос к предложенному тексту?.. Второе предложение совершенно верное, а вот вопрос, как мне кажется, сюда не подходит. Можно было его опустить.

Абзацное членение представляется нелогичным, все это развитие одной мысли.

Не забывайте точки в конце предложений.

Действительно, свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

А как ваш тезис связан с текстом?.. Чья свобода началась/закончилась? Я не понимаю, надо пояснить.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

«Я нахожусь на грани страшного предательства. Спасая сына, я одновременно и предаю его».

Обратите внимание, что цитата без вводящих ее слов считается грамматической ошибкой.

Эти примеры сопоставляются, показывая, что...

Неуместное использования возвратного глагола.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Диана, вы сформулировали интересную, небанальную проблему и смогли найти верные примеры. Однако из-за этой небанальности не справились с анализом связи между примерами. Учтите, что в любом случае надо кратко упоминать примеры, показывая, что с чем сопоставляется / чему противопоставляется. Одного вывода недостаточно. Вы пишете лаконично, достаточно просто, это удачная тактика, если хочется избежать ошибок по К6−К10. Но не забывайте, что аргументация своей позиции должна содержать четкий пример из литературы / жизни / истории / науки и т. д. Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку