Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Какие чувства овладевают лидером во время войны?
-
Текст: К. Симонов. О командире дивизии(1)Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. (2)И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами, с утра до ночи забивающими голову командира дивизии. (3)Его дивизия была всего-навсего малой частью того действительно огромного, что совершилось за последние шесть недель и продолжало совершаться. (4)Но это чувство не имело ничего общего с самоуничижением; наоборот, это было возвышавшее душу чувство своей хотя бы малой, но бесспорной причастности к чему-то такому колоссальному, что сейчас еще не умещается в сознании, а потом будет называться историей этой великой и страшной войны.
(5)А хотя почему — потом? (6)Это уже и сейчас история.
—(7)На, прочти еще раз вслух, — сказал Серпилин, отодвигая стакан с чаем и протягивая листки Пикину.
(8)Пикин читал номера окруженных и разбитых немецких дивизий, цифры уничтоженных и взятых орудий, танков, самолетов, цифры километров, пройденных войсками Сталинградского, Донского, Юго-Западного и Воронежского фронтов, южнее, севернее и западнее Сталинграда, на Верхнем и Среднем Дону, на Калитве и Чире, в донских и калмыцких зимних степях...
(9)Монотонный голос Пикина звучал торжественно и грозно, а у Серпилина на душе творилось что-то странное.
(10)То, что он слышал в чтении Пикина, было как гул, как что-то далекое, грозное и нарастающее, на фоне чего только и могли существовать мысли о собственной дивизии и этих двух людях, сидевших перед ним.
(11)Для того чтобы теперь все вышло так, как читал Пикин, их дивизия должна была еще раньше, до этого, совершить все, что выпало на ее долю. (12)А если бы она этого не сделала, то всего, что теперь было, не могло быть.
(13)Да, она сейчас стояла и ждала своего часа, и они наступали там, в крови и дыму. (14)Но для того чтобы они могли сейчас, зимой, наступать там, она все лето и осень подставляла себя под миллионы пуль и десятки тысяч снарядов и мин, ее давили в окопах танками и живьем зарывали в землю бомбами. (15)Она отступала и контратаковала, оставляла, удерживала и снова оставляла рубежи, она истекала кровью и пополнялась и снова обливалась кровью.
(16)О нем говорят, что он умеет беречь людей. (17)Но что значит — «беречь людей»? (18)Ведь их не построишь в колонну и не уведешь с фронта туда, где не стреляют и не бомбят и где их не могут убить. (19)Беречь на войне людей — всего-навсего значит не подвергать их бессмысленной опасности, без колебаний бросая навстречу опасности необходимой.
(20)А мера этой необходимости — действительной, если ты прав, и мнимой, если ты ошибся, — на твоих плечах и на твоей совести. (21)Здесь, на войне, не бывает репетиций, когда можно сыграть сперва для пробы — не так, а потом так, как надо. (22)Здесь, на войне, нет черновиков, которые можно изорвать и переписать набело. (23)Здесь все пишут кровью, все, от начала до конца, от аза и до последней точки...
(24)И если превысить власть — это кровь, то и не использовать ее в минуту необходимости — тоже кровь. (25)Где тут мера твоей власти? (26)Ведь все же чаще не начальство или, на худой конец, трибунал определяют ее задним числом, а ты сам, в ту минуту, когда приказываешь! (27)Начальство потом в первую голову считается с тем, чем кончилось дело, — успехом или неудачей, а не с тем, что ты думал и чувствовал, превышая свою власть или, наоборот, не используя ее.
(28)Многие из тех решений и приказаний, в соответствии с которыми он обязан был действовать летом и осенью, казались ему сейчас не самыми лучшими, неверными, неоправданными. (29)Но все же в конце концов в итоге все, вместе взятое, оказалось оправданным, потому что привело к той победе, о которой напоминал монотонный голос Пикина, уже подходившего к концу и читавшего теперь названия фронтов и фамилии командующих.
(30)Да, оправдано. (31)Но люди, люди!.. (32)Если бы всех их оживить и посадить вокруг...
(33)Он ощутил у себя за спиной молчаливую толпу мертвых, которые уже никогда не услышат того, что он слышит сейчас, и почувствовал, как слезы подступают к горлу.
(По К.М. Симонову)
Рассуждая над этой проблемой, автор повествует о командире дивизии, Серпилине, читавшим шестинедельные итоги боев. Несмотря на незначительные размеры его дивизии командир ощутил возвышающие душу чувства, связанные с причастностью к событиям, входящим в историю. Этим примером К.М.Симонов показывает, что лидер может чувствовать гордость в момент победы над врагом.
Кроме того, автор пишет, что командир вспомнил людей из дивизии, погибших во время войны, и, хотя все задачи, поставленные дивизии, были успешно выполнены благодаря Серпилину, он все равно чуть не заплакал от осознания того, что именно под его командованием часть людей погибла. Этим примером К.М. Симонов показывает, какую боль испытывает лидер, когда люди, выполняющие его приказы, погибают.
Эти иллюстрации противопоставлены друг другу. В первом примере автор показывает положительные эмоции, охватывающие лидера, а во втором - отрицательные чувства, перекрывающие все положительные.
Позиция автора ясна, К.Г. Симонов считает ,что лидера могут охватывать разные эмоции во время войны, одной из них может быть гордость за победу, но горечь и боль от потери людей, выполняющих его приказы, все равно займут все место в душе.
Трудно не согласиться с автором, действительно, потеря подчиненных невероятно тяжело переносится командиром, и подтверждение этому можно найти в произведении Андрея Васильева "Гробницы пяти магов", в котором Гарольд Монброн, поставленный во главе отряда, потерял соученика, застреленного из арбалета, и не мог отойти от этого на протяжении суток.
Таким образом, из огромного количества чувств, ощущаемых лидером во время войны, горечь от потери людей, находящихся под его командованием, оказывается самой сильной.
Здравствуйте, Никита!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами указана, проанализирована.
В первом примере автор показывает положительные эмоции, охватывающие лидера, а во втором - отрицательные чувства, перекрывающие все положительные. |
Небольшая неточность: как же они перекрывают ВСЕ положительные?
«...в итоге все, вместе взятое, оказалось оправданным, потому что привело к той победе». Будьте аккуратнее в формулировках, это может стать фактической ошибкой.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Рассуждая над этой проблемой, автор повествует о командире дивизии, Серпилине, читавшим шестинедельные итоги боев. |
командире (каком?) читавшЕм
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Даже в сложных предложениях с массой обособленных оборотов знаки расставлены правильно! Молодец!
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Таким образом, из огромного количества чувств, ощущаемых лидером во время войны, горечь от потери людей, находящихся под его командованием, оказывается самой сильной. |
Горечь оказывается самым сильным из чувств.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Позиция автора ясна, К.Г. Симонов считает ,что лидера могут охватывать разные эмоции во время войны, одной из них может быть гордость за победу, но горечь и боль от потери людей, выполняющих его приказы, все равно займут все место в душе. |
Недочет: выделенное сочетание выглядит каким-то утилитарным... Одна эмоция такая, вторая такая... Это же абстрактные понятия, не поддающиеся исчислению. Это можно было опустить:
...лидера могут охватывать разные эмоции во время войны: гордость за победу и в то же время горечь и боль от потери людей, выполняющих его приказы.
Таким образом, из огромного количества чувств, ощущаемых лидером во время войны, горечь от потери людей, находящихся под его командованием, оказывается самой сильной. |
Снова вы пытаетесь как-то слишком грубо ранжировать чувства. Как будто они у людей наперечет... Смотрите, как можно отредактировать:
Таким образом, командиры на войне подвержены влиянию самых разных чувств, эмоций, но горечь от потери подчиненных, пожалуй, вынести труднее всего.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Никита, вы серьезно подошли к работе и написали очень грамотное и логичное сочинение. Будьте немного поточнее в формулировке позиции, учтите речевые недочеты, и вы сможете претендовать на максимальный балл. Удачи!