Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Могут ли произведения искусства умереть из-за отсутствия интереса людей в них?
-
Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
(24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
(По Ю. М. Лотману)
Комментируя данную проблему, обратимся к 14 и 15: “Вспомним хотя бы Пушкина. Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать.” Читатель понимает, что поэт умер, но его творчество осталось жить и оно популярно по сей день. Это значит, что пока есть люди, любящие его творчество, будут жить его произведения.
Автор обращает наше внимание на важные мысли в предложениях 24 и 34: “Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней” и “Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.” Мы осознаём, произведения не имеют срока давности, они отражают проблемы человечества, которые и сейчас актуальны, и поэтому живут, в то время как авторы этих произведений уже мертвы.
Позиция автора ясна: “Я думаю, подлинно талантливое не умирает.” Иными словами, поистине талантливые произведения искусства будут жить вечно.
Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, то произведение, что заставляет задуматься, вышибает слезу или вызывает потрясения, не умрёт и не забудется, потому что оно будет трогать человека за живое и без сомнений волновать. Например, в произведении Рэя Брэдбери “Улыбка”, среди хаоса и разрухи, картина “Мона Лиза”, как искусство – живет. Ею любуется один человек, но это достаточно, чтобы она, картина, не умирала. Картина любима главным героем потому, что она является подлинным искусством. А также, улыбка Мона Лизы прекрасна, она нравится Тому.
В заключении, хочется отметить, что легко сделать так, чтобы культура жила, главное - проявлять к ней интерес.
Здравствуйте, Юля!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.
Могут ли произведения искусства умереть из-за отсутствия интереса людей в них? |
Строго говоря, без интереса произведение искусства жить не может. Интерес может угаснуть и возродиться, что нам и доказывает текст. К подлинно талантливым произведениям интерес сохранится.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами не указана, не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
А также, улыбка Мона Лизы прекрасна, она нравится Тому. |
Это предложение как финальное в абзаце выглядит странно. Тут сообщается второстепенный факт, вряд ли такое предложение может стоять в конце.
В заключении, хочется отметить, что легко сделать так, чтобы культура жила, главное - проявлять к ней интерес. |
Очень странная мысль, получается, что надо искусственно проявлять интерес к произведениям искусства?..
Позиция автора ясна: “Я думаю, подлинно талантливое не умирает.” Иными словами, поистине талантливые произведения искусства будут жить вечно. |
Иные слова — это практически те же самые слова...
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
В заключении, хочется отметить, что легко сделать так, чтобы культура жила, главное - проявлять к ней интерес. |
В заключение
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
читать.” предполагали.” не умирает.” |
Недочет: точка всегда стоит за кавычками.
Это значит, что ЗПТ пока есть люди, любящие его творчество, будут жить его произведения. |
Сложноподчиненное предложение
Мы осознаём, произведения не имеют срока давности, они отражают проблемы человечества, которые и сейчас актуальны, и поэтому живут, в то время как авторы этих произведений уже мертвы. |
Первую запятую лучше заменить на двоеточие, это самый логичный знак.
Действительно, то произведение, что заставляет задуматься, вышибает слезу или вызывает потрясения, не умрёт и не забудется, потому что оно будет трогать человека за живое и ЗПТ без сомнений ЗПТ волновать. |
Вводное слово.
Например, в произведении Рэя Брэдбери “Улыбка”, среди хаоса и разрухи, картина “Мона Лиза”, как искусство – живет. |
Тут запятая перед КАК не нужна, это не сравнение.
Формально среди хаоса и разрухи тут обособлять не надо, такие обособления встречаются в литературных произведениях, но это может быть расценено как ошибка.
А также, улыбка Мона Лизы прекрасна, она нравится Тому. |
Не вводное слово, запятая не нужна.
В заключении, хочется отметить, что легко сделать так, чтобы культура жила, главное - проявлять к ней интерес. |
Не вводное слово, запятая не нужна.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ею любуется один человек, но это достаточно, чтобы она, картина, не умирала. |
этого достаточно
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Могут ли произведения искусства умереть из-за отсутствия интереса людей в них? |
к ним
Комментируя данную проблему, обратимся к 14 и 15: |
к предложениям 14 и 15:
Действительно, то произведение, что заставляет задуматься, вышибает слезу или вызывает потрясения, не умрёт и не забудется, потому что оно будет трогать человека за живое и без сомнений волновать. |
Разговорная лексика, сниженная, неуместна в экзаменационном эссе.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Юля, не забывайте про анализ связи и не теряйте драгоценные два балла! Обратите внимание на логику и пунктуацию, там самые большие проблемы. Думаю, вы в состоянии внимательно подойти к проверке и написать хорошую работу! Удачи!