Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

пр. "Проблема раскрытия характера человека в трудной ситуации"

  • Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве
    (1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
    (5)Наташа стиснула зубы:
    «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
    (9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
    —(11)Что, Наточка, тяжело?
    (12)Он сел возле нее.
    (13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
    (15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
    (16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
    —(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
    (23)Он отыскал глазами Валерия.
    —(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
    —(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
    —(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
    —(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
    (35)Геолог побледнел.
    —(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
    (39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
    (45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
    —(47)Стой!! — закричал он.
    (48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
    —(49)Снимай рюкзак!
    (50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
    —(51)Что?.. Что вы думаете?..
    (52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
    —(53)Не дам! — рванулся Валерий.
    —(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
    (55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
    —(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
    —(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
    (71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
    (73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
    (78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
    (В.Корчагин)
08.04.2022 19:21:14
Автор: Лилия Орлова

   Как в трудной ситуации раскрывается характер человека? Такую проблему ставит В. В. Корчагин в предложенном для анализа тексте.
    Чтобы привлечь внимание читателя, автор рассказывает о случае, произошедшем во время похода. Герои оказались в трудной ситуации: у них заканчивались запасы еды, а путь предстоял ещё долгий. Один из них, Валера, съел шоколад, который берегли на крайний случай. Не рассказав об этом своим товарищам, постаравшись скрыть своё предательство, он проявил трусость и эгоизм. В ответ на взгляд Андрея Ивановича, пожилого геолога, юноша выкрикнул: "А мне наплевать на вас! Я жить хочу!... Я имею больше прав на жизнь!" Этот пример доказывает, что в трудной ситуации проявляются черты характера, которые никто и никогда мог бы не увидеть в человеке.
    Продолжая размышлять над поставленной проблемой, автор показывает нам поведение другого героя - Андрея Ивановича. Он, несмотря на предательство Валеры, относится к нему по-человечески: "...разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару". Эти слова убеждают нас в том, что в сложных обстоятельствах раскрывается настоящая сущность человека. Такие, как Андрей Иванович, никогда не бросят человека в беде, даже если он поступил как предатель.
   Оба примера, будучи противопоставлены друг другу, доказывают, что, оказавшись в непростых условиях, один может повести себя эгоистично и жестоко, а другой сохранит в себе человечность, через какие бы сложные испытания ему ни пришлось пройти.
   Хотя мнение автора не выражено напрямую, оно прослеживается в добром и совершенно человечном поступке Андрея Ивановича и в словах, которыми В. Корчагин передаёт мысли Наташи. Она видит перед собой "жалкое существо", в которое превратился человек, не выдержавший испытаний трудностями.
    Я, как и автор, считаю, что именно в трудных обстоятельствах раскрывается настоящий характер человека. Действительно, человек может повести себя самым неожиданным образом. Особенно, когда ему угрожает смерть. Он может и сам не догадываться о тёмных сторонах своего характера, пока не окажется в экстремальной ситуации. Например, в произведении У. Голдинга "Повелитель мух" группа благовоспитанных мальчиков оказалась на необитаемом острове. Сначала все старались поддерживать порядок и следить за сигнальным огнём, но позже ребята начали сходить с ума. Осталось совсем немного мальчиков, которые делали всё, чтобы вернуться. А остальные мешали им и даже хотели убить. Это яркое доказательство того, как можно потерять моральный облик, испытывая страх за свою жизнь.
      В заключение хочется подчеркнуть, что в сложной ситуации характер человека может раскрыться как с самой лучшей стороны, так и с негативной. И, как правило, это испытание на человечность.
Количество слов - 395

Здравствуйте, Лилия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Связь между примерами указана, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Как в трудной ситуации раскрывается характер человека?

Хотя мнение автора не выражено напрямую, оно прослеживается в добром и совершенно человечном поступке Андрея Ивановича и в словах, которыми В. Корчагин передаёт мысли Наташи. Она видит перед собой "жалкое существо", в которое превратился человек, не выдержавший испытаний трудностями.

Здесь у вас уязвимое место. Где сформулирована позиция автора? Это должен быть ответ на поставленный вопрос.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Особенно, когда ему угрожает смерть.

При сочетании таких слов, как особенно, только и т. д., с подчинительными союзами запятая между ними не ставится. Это негрубая ошибка, баллы сохраняются, но все же имейте в виду.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Действительно, человек может повести себя самым неожиданным образом. Особенно, когда ему угрожает смерть.

Обращаю ваше внимание, что некоторые эксперты могут усмотреть тут необоснованную парцелляцию. Я баллы оставляю.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Чтобы привлечь внимание читателя, автор рассказывает

Все же тут важно упомянуть — к чему привлечь. Просто привлекаем внимание мы в других случаях.

Хотя мнение автора не выражено напрямую, оно прослеживается в добром и совершенно человечном поступке Андрея Ивановича и в словах, которыми В. Корчагин передаёт мысли Наташи.
Недочет: мнение прослеживает в поступке и в словах — не самый удачный оборот. Можно отредактировать, например, так:

Хотя мнение автора не выражено напрямую, мы можем понять его по описанию доброго, человечного поступка Андрея Ивановича и по словам, которыми В. Корчагин передаёт мысли Наташи.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Лилия, у вас отличное сочинение, вы логично рассуждаете и грамотно пишете. Не забывайте только, что позиция автора — это не просто рассуждения, а четкий ответ на поставленный вопрос. Даже если она прямо не выражена, а вы «прочитываете» ее в поведении героев. Я посчитала, что вы заслуживаете максимальной оценки, но все же 3 уязвимости в вашей работе есть, а при незачете позиции автора автоматически обнулилась бы и ваша позиция, так талантливо сформулированная. Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 25

Возврат к списку