Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема собственного мнения

  • Текст: К. Симонов. О жизненных ценностях
    К. М. Симонов о жизненных ценностях
    (1)Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. (2)И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева. (3)Положила на кухонный стол, под будильник, чтоб не забыть, а потом из-за всей этой суматохи забыла. (4)Она торопливо перебежала Садовую и пошла по Сретенке, все время думая о том, что Надина мама, разбираясь на кухне, могла вынуть эту бумажку из-под будильника, изорвать и выбросить…
    (5)Когда она открыла дверь и шагнула в переднюю, она сначала ничего не могла понять. (6)Почти вся передняя была засыпана чем-то белым, а Надина мама, «папочка» и майор, их попутчик, – все трое стояли в разных углах передней на четвереньках и что-то делали.  
    (7)Белое – был сахарный песок. (8)Он горой лежал у двери на кухню, и из-под этой горы торчали углы наволочки. (9)Наверное, его несли через переднюю в этой наволочке, и она лопнула, и песок рассыпался по всему полу. (10)И теперь его собирали, а чтобы собрать, тесно прижав к полу пальцами листы бумаги, подгребали на них песок и понемножку ссыпали в стоявшие на полу два таза и суповую миску.
    (11)Когда Таня вошла, все трое, не вставая с корточек, подняли головы и посмотрели на нее, и ей стало смешно на секунду и почему-то страшно – тоже на секунду, а потом Надина мама, по-прежнему не вставая с корточек, крикнула ей:
    – Ну, что ж вы стоите? (12)Помогайте!
    (13)Она крикнула это таким голосом, что Таня почувствовала себя как на пожаре и, скинув шинель и повесив ее на ручку двери, тоже, как они, опустилась на четвереньки. (14)И Надина мама, с треском выдрав несколько листов из лежавшей на полу толстой книги, дотянулась до Тани и отдала ей эти листы. (15)И Таня взяла один лист и, прижимая его к полу, стала подгребать сахар и ссыпать его в суповую миску, стоявшую между нею и майором. (16)Сначала она думала только о том, что это сахар, и что он лежит на полу, и что надо поскорее помочь подобрать его, подгребая с полу глянцевитым, вырванным из книги листом, на котором были нарисованы антилопы с детенышами. (17)Она почувствовала, как ей мешает, упираясь в бедро, подаренный Кашириным маленький трофейный «вальтер», и передвинула его на поясе подальше на спину.
    (18)Все работали молча. (19)«Как на операции», – подумала Таня, но «папочка» вдруг нарушил молчание.
    –(20)Вот видишь, понемножку и подвигается, – заискивающим тоном сказал он Надиной маме.
    –(21)А я вообще не желаю с тобой разговаривать, – тяжело дыша, ответила Надина мама. – (22)Только идиот мог вот так взять и потащить наволочку за углы, через весь дом. (23)А вы тоже хороши, – сказала она майору, уже совсем задыхаясь («Наверное, у нее астма», – подумала Таня), – приспичило сегодня, не могли до утра отложить!
    –(24)Не мог, потому что у меня завтра машины не будет, – сердито сказал майор и, не вставая с четверенек, потер рукой поясницу.
    –(25)Дали бы шоферу полкило, и завтра машина была бы, – отозвалась Надина мама. –(26)Так нет, приспичило сегодня! (27)Можно подумать, что мы за ночь без вас отсыпали бы! (28)Крохобор несчастный!
    –(29)Я попросил бы вас… – продолжая стоять на четвереньках, с достоинством сказал майор.
    (30)И Таня, повернувшись и посмотрев на его багровое лицо с белыми бровями, вспомнила, как он тогда, днем, пересчитывал вещи и как Надина мама сказала ему: «Не хотелось бы сегодня вечером», а он сказал: «Ну посмотрим», – вспомнила и поняла сразу все. (31)Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах. (32)И этот майор помогал им откуда-то все это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю. (33)А она, как дура, ползает на четвереньках и помогает этим спекулянтам собирать с полу их сахар, которого, наверное, столько не дают на целую неделю на весь тети Полин госпиталь…
    (34)Она встала и обдернула гимнастерку.
    –(35)Ужели устали? – спросила Надина мама.
    –(36)Нет. (3)Но мне надо пройти к вам на кухню.
    –(37)Обождите, – сказала Надина мама, – вот соберем все, и пройдете. (38)Если поможете – быстрее будет…
    –(39)А я спешу…
    –(40)На всякое хотение есть терпение! – сказала Надина мама. (41)Она была раздражена, но все еще не хотела ссориться.
    (42)Таня ничего не ответила. (43)Высматривая, как бы ей получше, поаккуратней пройти, она заметила то, на что раньше не обратила внимания: в углу у вешалки стояли кульки с, наверно, уже поделенным сахаром.
    –(44)Вы извините, но я все же пройду.
    –(45)Да вы что, человеческий язык понимаете или нет?! – повысила голос Надина мама. –(46)Вы что, по нашему сахару, что ли, пойдете!
    (47)«Да, вот именно, по сахару, по их сахару!» – с ожесточением подумала Таня, хотя еще совсем недавно смотрела на эту гору прекрасного, белого, красивого сахара, не представляя себе, как можно наступить ногой на такую драгоценность. (48)Она шагнула и пошла, хрустя сапогами, прямо через всю переднюю к дверям кухни. (49)И Надина мама, вскочив с четверенек, закричала: «Сумасшедшая, дура! Сука!» (50)И рванулась к ней, но вдруг вся пошла багровыми пятнами и, закашлявшись, опустилась и села прямо на пол на свой сахар. (51)Хромоногий бросился к ней на помощь. (52)А майор, в первый раз за все время вскочив с четверенек, закричал очень строго, словно Таня стояла перед ним в строю: «Товарищ военврач!» (53)И это так разозлило ее, что она, стоя в сахаре, уже у самых дверей на кухню, заскрипев сапогами, повернулась к нему и, расстегивая за спиной кобуру «вальтера», медленно, с ненавистью сказала:
    –А я вот постреляю сейчас вас всех к черту, спекулянты паршивые!
    (54)Несмотря на обманчиво спокойный голос, она была вне себя, и, если бы майор или хромоногий кинулись сейчас к ней, она бы стала стрелять. (55)Но, на свое счастье, они кинулись не к ней, а от нее. (56)Майор побледнел и, спиной открыв двери в столовую, отступил туда, схватившись за створки руками, готовый в любую секунду захлопнуть их за собой. (57)А хромоногий необычайно быстро, словно паук, боком, не вставая с пола, обогнул жену и оказался за ее спиной.
    (58)Только одна Надина мама не испугалась, а сквозь душивший ее кашель прохрипела что-то мужу и, извернувшись, всей пятерней влепила ему пощечину – за трусость!
    –(59)Вы хуже фашистов, – сказала Таня, вынимая из-за спины пустую руку, без пистолета. –(60)Только мараться о вас не хочется!
    (61)Сказала, повернулась и, уже не оглядываясь на них и не боясь, что они что-нибудь могут с ней сделать, последний раз хрустнув сапогами по их сахару, шагнула в кухню и закрыла за собой дверь.
02.04.2022 11:07:03
Автор: Виктория Кикоть

     Нужно ли отстаивать свою нравственную позицию  или согласиться с тем, что думают и делают все? Этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста К. М. Симонова.
     Автор рассуждает о проблеме собственного мнения и рассказывает о девушке Тане, которая пришла к Надиной маме, чтобы  забрать бумажку, оставленную на кухне. Когда она вошла, она увидела рассыпанный по всему полу сахар и начала им помогать его собирать.  Таня встала, чтобы пройти на кухню и Надина мама сказала: “…вот соберете все, и пройдете.”. Таня не послушав ее, все равно пошла. Автор показывает, что Таня не делала того, что ей говорят, а поступала так, как считала нужным.
     Когда Таня была на кухне, она сказала: “Вы хуже фашистов”. Так автор показывает, что Таня имела свое мнение по поводу этой ситуации и считала, что они поступают неправильно.
    Приведенные примеры дополняют друг друга и позволяют автору донести до читателя мысль, что не всегда следует делать то, что тебе говорят. Нужно иметь свое мнение и отстаивать его.
     К. М. Симонов считает, что даже во время войны есть люди, которые имеют нравственные ценности и думают не только о себе, а также обо всей стране.
     Я согласна с позицией автора, что следует делать правильный выбор и иметь собственное мнение.  Например, в произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” Чацкий отстаивает свое мнение насчет службы и жизни в целом. Он выступает против основных проявлений и ценностей фамусовского общества, отвергая крепостное право, жизнь ради чинов и роскоши. А Фамусов не понимает Чацкого и у них завязывается спор. Чацкий покидает Москву и остается при своем мнении.
     В заключение отмечу, что человек должен прислушиваться к своему мнению, а также к мнению окружающих и на их основе делать правильный выбор.
Количество слов - 282

Здравствуйте, Виктория!

Ваше сочинение отвечает основным требованиям, предъявляемым к работам ЕГЭ, написано относительно грамотно, но имеются логические ошибки, которые привели к потере нескольких баллов.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении не засчитан.

Автор рассуждает о проблеме собственного мнения

Такой проблемы не существует. Между проблемой и мнением (и во всех подобных сочетаниях) надо вставлять какое-то слово, указывающее на действие/проявление/отношение, например отглагольное существительное: проблема отстаивания собственного мнения — уже лучше. Это частая ошибка в сочинениях, обратите внимание. Еще примеры: проблема отчего дома — проблема отношения к отчему дому; проблема малодушия — проблема проявления малодушия.

Но пример не засчитан по другой причине. У вас проблема — отстаивание нравственной позиции. В примере вы ничего не говорите о времени, об обстоятельствах, в которых оказались герои. Выглядит это так: какие-то несчастные люди рассыпали сахар, пришла нахалка Таня, не стала им помогать, потому что, видите ли, ей надо было забрать бумажку. И все.

Пример 2 засчитан с натяжкой. Тут есть отражение нравственной позиции, но мы по-прежнему не понимаем обстоятельств ситуации, почему Таня назвала кого-то фашистами. Не исключено, что весь комментарий на реальном экзамене был бы обнулен.

Виктория, пишите сочинения в расчете на читателя, не знакомого с текстом! Надо вводить героев в повествование и указывать обстоятельства событий. Иначе вы потеряете баллы за логику, а то и за весь комментарий.

Связь между примерами при незачете одного из них не оценивается. В любом случае такой анализ не был бы зачтен, так как он не показывает роль каждого примера, а фактически отвечает на проблемный вопрос.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

К. М. Симонов считает, что даже во время войны есть люди, которые имеют нравственные ценности и думают не только о себе, а также обо всей стране.

Вот в этом месте вы в первый раз упоминаете, что дело происходят во время войны. Надо было это сделать в самом начале сочинения.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

В сочинении не описываются обстоятельства, в которых оказались герои, мы не понимаем, кто это и почему это событие может нам что-то говорить о нравственной позиции.

Когда Таня была на кухне, она сказала: “Вы хуже фашистов”. Так автор показывает, что Таня имела свое мнение по поводу этой ситуации и считала, что они поступают неправильно.

Кто вы, кто они?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь маловыразительная, используются примитивные речевые конструкции, близкие к разговорным.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Таня встала, чтобы пройти на кухню ЗПТ и Надина мама сказала: “…вот соберете все, и пройдете.”.

Запятая закрывает придаточное предложение. Точка ставится только за кавычками, впереди — никогда.

Таня ЗПТ не послушав ее, все равно пошла.

Деепричастный оборот.

А Фамусов не понимает Чацкого ЗПТ и у них завязывается спор.

Сложносочиненное предложение

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

К. М. Симонов считает, что даже во время войны есть люди, которые имеют нравственные ценности и думают не только о себе, а также обо всей стране.

Это классическая грамматическая ошибка, которую предлагается искать в 8-м задании ЕГЭ. Не только... но и — такой союз.

Я согласна с позицией автора, что следует делать правильный выбор и иметь собственное мнение.

Некорректное построение сложного предложения. Самое лучшее тут — убрать что и поставить двоеточие.

Он выступает против основных проявлений и ценностей фамусовского общества, отвергая крепостное право, жизнь ради чинов и роскоши. А Фамусов не понимает Чацкого и у них завязывается спор. Чацкий покидает Москву и остается при своем мнении.

Текст разорван. Как минимум первые два предложения надо было соединить в одно.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Например, в произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” Чацкий отстаивает свое мнение насчет службы и жизни в целом.

Стилистический недочет. Лучше: относительно.

Он выступает против основных проявлений и ценностей фамусовского общества, отвергая крепостное право, жизнь ради чинов и роскоши.

Проявления общества — лексическая несочетаемость. Если это дублирование ценностей, то слово можно было опустить.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

“…вот соберете все, и пройдете.”.

собереМ все — неверная цитата

Виктория, вы неудачно подобрали примеры. Вы взяли детали одной ситуации — действия Тани. Это, по сути, ОДИН пример, сложно расчленить его на составляющие. Может быть, вам поможет в первую очередь подбирать примеры (четкие и яркие), а потом уже формулировать проблему и позицию автора. Обязательно кратко описывайте события и героев. Следите за логикой суждений, каждое следующее должно быть связано с предыдущими. С грамотностью у вас все неплохо. Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку