Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во благо

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

25.02.2022 00:01:27
Автор: Анастасия Нецветаева

Для чего нужна спасительная ложь? Этот вопрос становится предметом размышлений М.В. Глушко в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор пишет о Евгении Ивановне, узнавшей, что её мужа убили, а сын пропал без вести. «Напряженная поза» женщины и её глаза, «которые никуда не смотрели, хотя были открыты», встревожили Нину, и она побежала за помощью к Ипполитовне. М.В. Глушко акцентирует внимание читателей на состоянии Евгении Ивановны, рассказывающей о беде: «Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке». Этим примером автор доказывает, насколько тяжело человек переносит такое чудовищное событие, как потеря родных людей.

Однако затем М.В. Глушко повествует о попытке Ипполитовны успокоить несчастную Евгению Ивановну: героиня старалась убедить знакомую в ошибке писарей, рассказав о мужике, получившем похоронку на самого себя. Автор показывает, как слова поддержки повлияли на Евгению Ивановну: «Она притихла, только изредка всхлипывала…» Несмотря на то, что женщина ничему не верила, она продолжала слушать, «чтобы смирить первое горе». Это свидетельствует о важной роли утешительной лжи в успокоении страдающего человека.

Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Писательница подчеркивает разницу в ощущениях Евгении Ивановны до и после лжи во благо.

Авторская позиция понятна. М.В. Глушко считает, что спасительная ложь помогает справиться с острым горем: «…страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит».

Я полностью разделяю позицию автора и тоже считаю, что роль лжи во благо велика. Для доказательства этой мысли приведу пример из произведения А. Куприна «Святая ложь». Иван Семенюта «живёт дикой, болезненной и страшной жизнью», но тщательно скрывает это от матери, чтобы она не переживала. Мать, в свою очередь, замечает обман ребёнка, «но она молчит», потому что не хочет нарушать спокойствие. Таким образом, «святая ложь» избавила родных людей от лишних переживаний.

Прочитав текст М.В. Глушко, я убедилась в том, что спасительная ложь играет важную роль, помогая человеку легче справляться с серьезными проблемами.
Количество слов - 304

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Связь между примерами указана, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

«Напряженная поза» женщины и её глаза, «которые никуда не смотрели, хотя были открыты», встревожили Нину, и она побежала за помощью к Ипполитовне.

Рекомендуется «вводить» героев в текст, чтобы даже непосвященному читателю было понятно, кто это.

Мать, в свою очередь, замечает обман ребёнка, «но она молчит», потому что не хочет нарушать спокойствие. Таким образом, «святая ложь» избавила родных людей от лишних переживаний.

Обратите внимание, что, по вашим же словам, мать от переживаний не была избавлена, так как заметила обман.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Писательница подчеркивает разницу в ощущениях Евгении Ивановны до и после лжи во благо.

Конец предложения неудачный. Ложь при такой формулировке становится неким событием. Надо перефразировать: Писательница подчеркивает разницу в ощущениях Евгении Ивановны сразу после получения похоронки и позже, когда соседка попыталась ее утешить.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Анастасия, у вас логичное и грамотное сочинение, вы молодец! Ошибок крайне мало, уверена, что вам по силу ликвидировать эти мелкие пробелы. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 24

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Рекомендация

Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Писательница подчеркивает разницу в ощущениях Евгении Ивановны до и после лжи во благо.
Можно добавить конкретики: в чём именно проявляется разница. И она не в ощущениях, а в поведении.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

встревожили Нину, и она побежала за помощью к Ипполитовне
Кто это? Герои не должны появляться внезапно, их нужно "ввести".

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

Ошибки:K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

Ошибки:

Иван Семенюта «живёт дикой, болезненной и страшной жизнью», но тщательно скрывает это от матери, чтобы она не переживала. Мать, в свою очередь, замечает обман ребёнка, «но она молчит», потому что не хочет нарушать спокойствие.
Тавтология

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Мать, в свою очередь, замечает обман ребёнка, «но она молчит», потому что не хочет нарушать спокойствие. Таким образом, «святая ложь» избавила родных людей от лишних переживаний.
Вы удачно взяли произведение для обоснования собственной позиции. Но причина поведения матери указана не совсем точно: мать не хочет расстраивать сына своим знанием.
Ложь не избавила от переживаний, но смягчила горесть.

Анастасия, Вы создали очень хорошую работу, логичную, грамотную.
Пусть на экзамене у Вас всё получится. Вы заслуживаете максимального балла.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 24

Возврат к списку