ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Проблема проявления героизма в годы войны
-
Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи(1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
(4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
(6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
- (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
(12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
(13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
(14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
(18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
(20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
(24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
(27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
(31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
(34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
- (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
(42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Размышляя над проблемой, К.Г. Паустовский пишет о женщинах, которые каждую ночь приходили к санитарным вагонам, чтобы узнать о судьбе своих близких. Они раздавали солдатам некоторые продукты питания, поддерживали их. Женщины ждали, старались оказать любую помощь нуждающимся в ней. Действительно, героизм во время войны проявляется не только в ожесточенных боях с врагов. Важна моральная поддержка, которой так часто не хватало солдатам. Конечно, женщины проявляли героизм, потому что старались уделить внимание и «подбодрить» каждого раненого, забывая о собственных проблемах.
Далее автор повествует о кондукторах, которые помогали «грузить» раненых в поезда. Они работали ночами, спасали жизни солдат. Вожатые старались вести вагоны медленно. Это было неким проявлением заботы к военнослужащим, которая в годы войны была огромной редкостью. Действительно, героизм может выражаться в поступках простых граждан в их готовности помочь тем, кто непосредственно борется с врагом, участвуя в боевых действиях.
Через дополняющие друг друга примеры К.Г. Паустовский пытается показать читателю, что героизм в годы войны часто исходил от мирного населения, которое было готово оказывать моральную и материальную помощь, несмотря на собственную усталость. От деятельности тыла зависела дееспособность советской армии.
Позиция автора ясна. К.Г. Паустовский считает, что героизм проявляется не только на поле боя. Мирные жители могут быть героями, поддерживая боеспособность армии вопреки своим нуждам. Они вдохновляют на подвиги соотечественников благодаря своей поддержке.
На мой взгляд, с позицией автора нельзя не согласиться. Героизм во время войны может исходить от гражданского населения. Так, например, в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» жители Атланты стали настоящими героями для армии конфедератов. Женщины пожертвовали на нужды войны свои драгоценные украшения. Мелани Гамильтон отдала свое обручальное кольцо, которым действительно дорожила. Мне кажется, что это и есть проявление героизма.
Итак, война часто делает людей черствыми, забирая все человеческое, поэтому проявлением настоящего героизма может стать обыкновенная забота и внимание к согражданам.
Здравствуйте, Анастасия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.
Советую кратко упомянуть значение каждого примера.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Это было неким проявлением заботы к военнослужащим, которая в годы войны была огромной редкостью. |
Почему вы решили, что забота была редкостью?..
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Действительно, героизм может выражаться в поступках простых граждан ЗПТ в их готовности помочь тем, кто непосредственно борется с врагом, участвуя в боевых действиях. |
Тут однородные члены.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
проявлением настоящего героизма может стать обыкновенная забота и внимание к согражданам. |
могут стать
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Творчество К.Г. Паустовского, на мой взгляд, не может оставить читателя равнодушным, так как в нем поднимается важный вопрос |
Во всем творчестве поднимается?..
«подбодрить» |
Недочет: не надо одно общеупотребительное слово ставить в кавычки.
помогали «грузить» раненых в поезда — вот здесь кавычки уместны, так как обычно про людей не говорят «грузить».
героизм в годы войны часто исходил от мирного населения, которое было готово оказывать моральную и материальную помощь, несмотря на собственную усталость. Героизм во время войны может исходить от гражданского населения. |
Героизм исходил — лексическая несочетаемость.
Собственная усталость бывает все же у конкретных людей, когда употребляем собирательное слово (население), лучше таких выражений избегать.
Мирные жители могут быть героями, поддерживая боеспособность армии вопреки своим нуждам. Они вдохновляют на подвиги соотечественников благодаря своей поддержке. |
Повторы
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Анастасия, в целом ваше сочинение неплохое, вы придерживаетесь логики, у вас грамотная речь. Поработайте над речевыми недочетами, вы способны написать работу на максимальный балл.