ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема роли мысли в жизни человека

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
21.02.2022 23:14:35
Автор: Екатерина Кузьмина

В предложенном для анализа тексте Л.Н.Толстой размышляет над проблемой роли мысли в жизни человека.
  Автор обращает внимание на то, что лишь с помощью усилий мысли можно справиться с трудностями и преградами жизни: «избавиться можно только усилиями мысли». Также они толкают человека на борьбу, только добрые мысли помогут человеку избавиться от грехов и соблазнов: «когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться». Л.Н.Толстой утверждает, что мысль помогает человеку преодолеть все трудности, которые ожидают его на тернистом пути жизни.
Кроме того, автор подчеркивает, что «если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет», вследствие чего не смог бы осознавать, что хорошо, а что плохо. Этими словами Л.Н.Толстой раскрывает ещё одну роль мысли– она помогает осознать цель жизни и выстроить систему нравственных ценностей человека.
Между приведенными примерами-иллюстрациями связь дополнения. Оба аргумента раскрывают роль мысли в жизни человека: в первом Толстой говорит о том, что способности к мышлению помогают людям преодолеть все преграды на жизненном пути, мотивируют к борьбе; во втором примере автор, утверждает, что есть не только такая роль. Также мысль помогает человеку найти смысл жизни и правильно выстроить систему ценностей.
  Мне кажется, что авторская позиция выражена четко, что подтверждается словами: «и потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить». Размышляя над проблемой, Л.Н.Толстой приходит к выводу о том, что способность мыслить помогает человеку становиться лучше, делает его осознанным и самостоятельным.
  Я согласна с мнением автора, так как способность к мышлению дана человеку для того, чтобы он научился правильно жить, делать выводы, преодолевать трудности и осознавать свое предназначение в мире. Для доказательства своих слов обращусь к примеру из художественной литературы. Герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри является примером человека мудрого и счастливого. Он утверждает, что все люди добрые и что власть делает людей злыми, черствыми и жестокими. Герой понимает, что наступит то время, когда все изменится. Иешуа – это человек, который умеет мыслить, принимать верные решения, он не просит помилования, а выбирает смерть, что помогает ему обрести покой.
Таким образом, важно уметь «хорошо мыслить», так как это поможет преодолеть преграды на жизненном пути, обрести себя, понять смысл жизни и правильно выстроить систему нравственных ценностей.
Количество слов - 370

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

над проблемой роли мысли в жизни человека.

Роль мысли не очень сочетается со словом «проблема». И нанизывание родительных падежей выглядит плохо.

Можно так:

размышляет над значением мышления в жизни человека...

размышляет над вопросом, какова роль мысли...

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснение дублирует пример.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.

Советую не повторять почти дословно то, что вы писали в комментарии.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Аргумент не доказывает тезис.

Тезис: Мышление помогает человеку преодолевать трудности и осознавать свое предназначение.

Аргумент: Иешуа понимает, что наступит время, когда все изменится, умеет принимать верные мышления, выбирает смерть и обретает покой.

Я не вижу доказательства того, что он преодолел трудности и осознал предназначение. Если это и так, вы меня не убедили.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Также они толкают человека на борьбу, только добрые мысли помогут человеку избавиться от грехов и соблазнов: «когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться».

Из вашего текста не вполне ясно, с чем мы боремся. Вероятно, с грехами и соблазнами?.. Надо было так и сказать.

во втором примере автор, утверждает, что есть не только такая роль.

Это совершенно лишнее, можно опустить.

Иешуа – это человек, который умеет мыслить, принимать верные решения, он не просит помилования, а выбирает смерть, что помогает ему обрести покой.

Почему смерть помогает обрести покой? Как это соотносится со всем вышесказанным?.. Что это доказывает?

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Бедность словарного запаса, однообразие.

Автор обращает внимание на то, что лишь с помощью усилий мысли можно справиться с трудностями и преградами жизни: «избавиться можно только усилиями мысли».

Л.Н.Толстой утверждает, что мысль помогает человеку преодолеть все трудности, которые ожидают его на тернистом пути жизни.

важно уметь «хорошо мыслить», так как это поможет преодолеть преграды на жизненном пути, обрести себя, понять смысл жизни и правильно выстроить систему нравственных ценностей.

Вы четыре раза говорите одно и то же. Вывод не выглядит выводом, если о том же самом говорится на протяжении всего сочинения.

она помогает осознать цель жизни и выстроить систему нравственных ценностей человека.

правильно выстроить систему ценностей.

правильно выстроить систему нравственных ценностей.

Три раза про выстраивание ценностей.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Кроме того, автор подчеркивает, что ЗПТ «если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет»

Не забывайте запятые перед придаточными предложениями, даже если это цитата.

Между приведенными примерами-иллюстрациями связь ТИРЕ дополнения.

Связь (подлежащее) — дополнение (сказуемое).

во втором примере автор, утверждает

Запятая стоит между подлежащим и сказуемым.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Между приведенными примерами-иллюстрациями связь дополнения.

Тут не такие отношения между словами. Дополнение должно быть в Им. п.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Мне кажется, что авторская позиция выражена четко, что подтверждается словами

Недочет: не рекомендуется последовательное подчинение придаточных с союзом что.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Екатерина, вас можно похвалить за серьезный подход к анализу связи: у вас раскрыта связь-дополнение, проанализированы оба примера и сделан вывод. Однако постарайтесь не повторять постоянно одно и то же и следить за логикой суждений. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку