Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема свободы

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
19.02.2022 16:17:43
Автор: Ася Беликова

   Какого человека можно назвать свободным? Над этой проблемой рассуждает автор предложенного текста.
   Соловейчик пишет, что свободный человек - это личность, независимая внутренне. Свободным он может стать лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны. Действительно, свободный человек остаётся  верным своему духу, несмотря на свои трудности.
   "Свободного человека легко узнать: он держится, не вызывает дерзости, ценит свободу каждого человека. Он сражается за свою свободу - владеет ею, живёт свободно" - пишет Соловейчик. Конечно, свободный человек независим от чужих мыслей, от общественного мнения.
   Анализируя оба данных примера, можно сделать вывод о том, свободного человека можно назвать того, который независим внутренне, он выбирает то, что ему подходит. И зеркалом его свободы являются отношения с другими людьми.
    Автор считает, что внутренне свободный человек способен быть самостоятельной личностью в определении своих намерений, целей, поступков.
Трудно не согласиться с автором, анализируя данную ситуацию на память приходит пример из литературы. В произведении Тургенева "отцы и дети" Базаров внутренне свободный человек, он нигилист. В обществе, в котором он находится, есть много противоречий в его сторону, однако Евгений отстаивает свою точку зрения, он также мыслит, не поддается к чужому мнению. Для него важно его решение, мысли.
   Таким образом, можно сделать вывод о том, что человека можно назвать свободным, который независим внутренне, такой человек поступает в соответствии с собственными взглядами и предпочтениями.













      
Количество слов - 219

Здравствуйте, Ася!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами не указана.

Анализируя оба данных примера, можно сделать вывод о том, свободного человека можно назвать того, который независим внутренне, он выбирает то, что ему подходит. И зеркалом его свободы являются отношения с другими людьми.

А какой способ связи?.. У вас есть только вывод, а необходимо показать значение каждого примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена, сформулирована некорректно.

Автор считает, что внутренне свободный человек способен быть самостоятельной личностью в определении своих намерений, целей, поступков.

Несамостоятельную личность представить себе сложно. Личность в определении — некорректное сочетание.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Соловейчик пишет, что свободный человек - это личность, независимая внутренне. Свободным он может стать лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.

Не поняла логику: то есть один человек может стать свободным, когда большинство людей будут внутренне свободны?.. Соловейчик имеет в виду общество.

В произведении Тургенева "отцы и дети" Базаров внутренне свободный человек, он нигилист.

Внутренне свободный человек = нигилист? Не вполне ясна ваша логика.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

В произведении Тургенева "отцы и дети"

Название произведения с большой буквы.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

"Свободного человека легко узнать: он держится, не вызывает дерзости, ценит свободу каждого человека. Он сражается за свою свободу - владеет ею, живёт свободно" ЗПТ - пишет Соловейчик.

Перед словами автора ставится запятая и тире.

Трудно не согласиться с автором, анализируя данную ситуацию ЗПТ на память приходит пример из литературы.

Деепричастный оборот.

В произведении Тургенева "отцы и дети" Базаров ТИРЕ внутренне свободный человек, он нигилист.

Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, ставится тире.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Анализируя оба данных примера, можно сделать вывод о том, свободного человека можно назвать того, который независим внутренне, он выбирает то, что ему подходит. И зеркалом его свободы являются отношения с другими людьми.

о том, ЧТО свободнЫМ человекОМ

Трудно не согласиться с автором, анализируя данную ситуацию на память приходит пример из литературы.

Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом.

Для него важно его решение, мысли.

важнЫ

не поддается к чужому мнению.

Лишний предлог

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человека можно назвать свободным, который независим внутренне, такой человек поступает в соответствии с собственными взглядами и предпочтениями.

Нарушение в построении предложения, корректно: свободным можно назвать человека, который...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Автор считает, что внутренне свободный человек способен быть самостоятельной личностью в определении своих намерений, целей, поступков.

самостоятельным в определении... и выборе поступков.

Анализируя оба данных примера, можно сделать вывод о том, свободного человека можно назвать того, который независим внутренне, он выбирает то, что ему подходит.

Слишком много указательных местоимений.

В обществе, в котором он находится, есть много противоречий в его сторону, однако Евгений отстаивает свою точку зрения, он также мыслит, не поддается к чужому мнению.

В чью сторону?.. Непонятно. В любом случае это некорректное выражение.

Таким образом, можно сделать вывод

Тавтология

однако Евгений отстаивает свою точку зрения, он также мыслит, не поддается к чужому мнению. Для него важно его решение, мысли.

Повтор

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человека можно назвать свободным, который независим внутренне, такой человек поступает в соответствии с собственными взглядами и предпочтениями.

Повтор

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ася, вам стоит более логично выстраивать рассуждение. Обратите внимание на анализ связи, кажется, вы не понимаете, как он строится. Поработайте над грамматическими ошибками, их слишком много. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку