Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во спасение

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

16.02.2022 17:24:55
Автор: Максим Чернов

        В жизни бывают разные случаи, когда человек нуждается в поддержке. Иногда для помощи необходимо сказать правда, в другом случае соврать. Нужно понимать, что раскрывшаяся ложь способна нанести еще больший вред, чем правда. Довольно редко ложь во спасение приводит к чему-то хорошему. Именно проблеме лжи во спасение посвящен текст М. Глушко.
    Рассуждая над проблемой автор изображает трех женщин. К Евгении Ивановне пришли дурные новости, что ее муж погиб, а сын пропал без вести. Нина и Ипполитовна начинают ее утешать и говорить, что в штабе могли все перепутать. Чтобы Евгения Ивановна окончательно не потеряла надежду, ей начинают приводить примеры о штабных ошибках. Если человек теряет веру в лучшее, он начинает постепенно умирать, терять смысл жизни. Человеческая душа- необычайно интересная штука. Если распределять на нее нагрузку постепенно, то она способна становиться только сильнее, а если сваливать все разом, то она ломается, как любая хрупкая вещь. Ложь способна распределить эту нагрузку. Например, человек может врать себе, что дела не так плохи, как есть на самом деле. Но самообман тоже не лучшая вещь. Примеры дополняют друг друга, потому что ложь способна разгружать нашу душу, помогать нам переживать невзгоды жизни.
    Автор утверждает, что если человек находится в состоянии похожем на безумие, ему необходимо помочь любыми способами, даже если это будет ложь.
    С мнением автора нельзя не согласиться, потому что любому человеку может потребоваться поддержка, и ложь легко способна оказать ее. Врать нетрудно, но гораздо сложнее потом вывести человека из этих надежд. Невольно вспоминаешь пьесу Максима Горького «На дне», где к обитателям ночлежки пришел странник Лука, который пытался помочь ложью, например, он соврал о лечебнице для алкоголиков, но Актер действительно поверил в это и даже попытался добиться цели, начал собирать деньги для переезда. Позже, когда Лука ушел и не сказал где именно находится эта больница, герой не выдержал и повесился.
       Ложь действительно способна помочь человеку, главное, чтобы потом он был готов узнать правду и принять ее.






Количество слов - 310

Здравствуйте, Максим!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

В вашем сочинении можно найти один пример: «Нина и Ипполитовна начинают ее утешать и говорить». Второго примера я не нахожу.

Взаимосвязь между примерами при отсутствии одного из них, не засчитывается. В любом случае анализа связи как такового нет.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Согласно вашей аргументации ложь оказалась губительной, в чем же ее польза?..

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Из вашего сочинения непонятно, соглашаетесь вы с автором или нет. Формально — соглашаетесь, однако и во введении, и в своей аргументации вы говорите о том, что «ложь способна нанести еще больший вред, чем правда».

Например, человек может врать себе, что дела не так плохи, как есть на самом деле. Но самообман тоже не лучшая вещь.

Непонятно, к чему тут эта мысль. Она снова вступает в противоречие с основным тезисом, кроме того, никто из героев себе не врет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Рассуждая над проблемой ЗПТ автор изображает трех женщин.

Деепричастный оборот.

Автор утверждает, что ЗПТ если человек находится в состоянии ЗПТ похожем на безумие, ему необходимо помочь любыми способами, даже если это будет ложь.

Нет указательного слова во второй части, нужна запятая.

Вторая запятая — обособленное определение.

С мнением автора нельзя не согласиться, потому что любому человеку может потребоваться поддержка, и ложь легко способна оказать ее.

Однородные придаточные, запятая не нужна.

Позже, когда Лука ушел и не сказал ЗПТ где именно находится эта больница, герой не выдержал и повесился.

Сложноподчиненное предложение.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Рассуждая над проблемой

Рассуждая О / размышляя О/НАД

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

С мнением автора нельзя не согласиться, потому что любому человеку может потребоваться поддержка, и ложь легко способна оказать ее.

Лексическая несочетаемость, ложь не способна оказывать поддержку.

Врать нетрудно, но гораздо сложнее потом вывести человека из этих надежд.

Некорректное сочетание.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Нина и Ипполитовна начинают ее утешать и говорить, что в штабе могли все перепутать.

Нина не начинает утешать и говорить.

Максим, вам следует последить за логикой при рассуждении, четко выстраивать свои суждения и разграничивать примеры. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку