ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема святой лжи

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

15.02.2022 22:48:28
Автор: Евгения Злобина

Обман всегда порицался обществом с точки зрения нравственности, но всякая ли ложь негативна? Иногда в жизни происходят ситуации, в которых обман необходим. Именно проблеме святой лжи посвящён текст М. В. Глушко "О горечи утраты".
Рассуждая над вопросом допустимости лжи во спасение, автор показывает, что обман не всегда является аморальным явлением. Героиня текста Евгения Ивановна - женщина, которой пришли похоронка на мужа и известие о пропавшем без вести сыне. Нина, испугавшись за Евгению Ивановну, позвала Ипполитовну. Автор, описывая состояние героини, показывает всю боль и отчаяние женщины, потерявшей во время войны своих родных: "Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке". Ипполитовна, увидев страдания Евгении Ивановны, начала её утешать, давать ложную надежду: "Ты погоди, девка... Сразу-то не верь... Похоронки-то кто пишет? Писаря. А они при штабах, там бумаг страсть сколько... Вот и попутали". Она успокаивала женщину, рассказывала историю о мужчине, который, вернувшись с войны, получил на себя похоронку. Ипполитовна пыталась поддержать Евгению Ивановну и лгала для того, чтобы отчаявшаяся женщина не потеряла надежду. Нина, наблюдавшая за ними, поняла, что «в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью , иначе душа не выдержит». Оба приведённых примера, дополняя друг друга, показывают, что обман не всегда негативен: в жизни могут происходить страшные события, когда ложь можно использовать во спасение, чтобы помочь человеку пережить горе.
Автор утверждает, что обман допустим, чтобы постепенно справиться со страшными событиями, уготовленными судьбой. "Утешители" необходимы в жизни, ведь именно они используют святую ложь, аккуратно и без спешки дают человеку время осознать и принять случившуюся беду.
С мнением автора нельзя не согласиться, ведь обман не всегда имеет только негативную сторону. Читая текст М. В. Глушко, невольно вспоминается драма М. Горького "На дне", героя которой упомянула Нина. Лука является тем самым "утешителем" в произведении. Он стремился облегчить крест жителей ночлежки, опустившихся "на дно" жизни. Лука давал им надежду, он считал, что каждому человеку необходима ложь во спасение, а иначе он не выдержит правды и умрёт. М. Горький называет героя "Лука" - это имя одного из четырёх канонических евангелистов, что также символизирует стремление персонажа утешить сломленных людей. Ложь во спасение бывает необходима, чтобы облегчить страдания человека.
Обман. Обычно это слово вызывает лишь неприятные ассоциации, противоречащие моральным ценностям. Однако иногда в жизни происходят ситуации, в которых святая ложь может быть допустима, чтобы помочь человеку справиться с горем и не дать ему сломаться. Правду можно рассказывать постепенно, "придерживая ее святой ложью" и давая время на осознание и принятие.
Количество слов - 402

Здравствуйте, Евгения!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, не пояснен. Вы подробно говорите о Евгении Ивановне и кратко о Нине. Ей посвящена только одна цитата. Пояснения в вашем тексте я не нахожу. Примеры не сразу можно разграничить.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована недостаточно. Указан общий смысл, не проведено разграничение примеров.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Рассуждая над вопросом

Рассуждая О, размышляя О/НАД — запомните эти формулы

Читая текст М. В. Глушко, невольно вспоминается драма М. Горького "На дне"...

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Корректно: Читая текст... вспоминаешь... либо Читая текст, можно вспомнить...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

стремился облегчить крест

Некорректное выражение, слово крест входит в устойчивые сочетания, совсем вольно его использовать нельзя, лучше: облегчить состояние

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Евгения, вы написали хорошее сочинение. Советую четко разделять и соразмерять примеры и не забывать, что каждый должен содержать пояснение. Анализ связи стоит выполнять более тщательно, упомянуть каждый из примеров, его роль для раскрытия проблемы. В заключении не стоит повторять все то, что вы говорили ранее, достаточно краткого вывода.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку