Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Проблема материнства
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор иллюстрирует тяжелую судьбу учительницы, которая потеряла своих сыновей: родного, с «глазами серыми с едва заметными крапинками» и трёх своих учеников. Она «почувствовала, что все четверо одинаково дороги» ей.
Ю. Яковлев описывает, как учительница обратилась за помощью к «коменданту». Она просила и «готова была на любое признание, на любой поступок», только, чтобы её сына отпустили. Материнская любовь не знает границ. Каждая «муттерхен» бросит все силы, чтобы спасти и помочь своего ребёнка.
Писатель акцентирует внимание на описании приближающейся казни. «Неестественно бледные» мальчики «стояли у освещённой солнце кирпичной стены», ожидая своего «последнего часа». Эмоционально Ю.Яковлев описывает встречу учительницы и учеников. Страх потерять родного сына не сравнить с ощущением предательства. Женщина понимала, что «спасая сына», она «одновременно предаёт» его. Для учителя родными детьми являются все ученики. Чувство материнства не позволило выбирать кого-то одного. Таким образом, фрагмент заканчивается на искреннем признании: «Они все мои сыновья!». Вот она – самоотверженность материнской любви. Каждая мать пойдёт на рискованный поступок ради своего сына или дочери.
Использование двух примеров-иллюстраций позволило отразить единую мысль. Аргументы дополняют друг друга. Как в первом примере мать для своего ребёнка на свой страх и риск обратилась за помощью к коменданту, так и во втором учительница проявляет мужество, признавая всех четверых своими сыновьями.
Позиция автора такова: материнская любовь не знает опасности и страха. Она всесильна и заключается в поступках на благо ребёнка.
Я согласна с позицией автора, любая мать будет делать всё возможное для детей, несмотря на сложность и безвыходность ситуации. Примером являются множество историй с фронта Великой Отечественной войны. В сороковые годы многие ребята осиротели, но не остались в опасности и в холоде. В тылу матери заботились о сиротах, как о своих детях, давая им заботу и защиту.
Таким образом, материнство - это тяжелый труд, требующий ответственности за жизнь ребёнка. На такой поступок, который описан в фрагменте, пойдёт лишь смелая и любящая мать
Здравствуйте, Арина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
В чём заключается самоотверженность материнства |
Корректнее: самоотверженность материнской любви
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пояснение у вас достаточно сумбурное. Вы начинаете с конца рассказа, потом переходите к коменданту и совершенно не разъясняете сути ситуации.
Пример 2 в сочинении дублирует первый. Надо сказать, что пример вообще найти непросто в потоке слов. Если предположить, что пример: «Каждая мать пойдёт на рискованный поступок ради своего сына или дочери» — то это то же самое, что в первом примере. Если, как вы пишете в анализе связи, «учительница проявляет мужество, признавая всех четверых своими сыновьями», непонятно, как это связано с самоотверженностью и желанием ради сына пойти на риск.
Взаимосвязь между примерами неясна. Какую единую мысль выражает автор?
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Она всесильна и заключается в поступках на благо ребёнка. |
Каким благом обернулся для ребенка поступок героини?
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Я согласна с позицией автора, любая мать будет делать всё возможное для детей, несмотря на сложность и безвыходность ситуации. Примером являются множество историй с фронта Великой Отечественной войны. В сороковые годы многие ребята осиротели, но не остались в опасности и в холоде. В тылу матери заботились о сиротах, как о своих детях, давая им заботу и защиту. |
В вашем аргументе матери заботились не о своих детях.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор иллюстрирует тяжелую судьбу учительницы, которая потеряла своих сыновей: родного, с «глазами серыми с едва заметными крапинками» и трёх своих учеников. Она «почувствовала, что все четверо одинаково дороги» ей. |
Из вашего рассуждения непонятны ситуация и время действия, вы начинаете фактически с конца. И далее это не проясняется тоже.
Учеников она называет сыновьями условно, потому цитату такую привести для иллюстрации можно (как у вас далее), а вот утверждать, что она потеряла «сыновей», не стоит. Сын все же был только один.
Каждая «муттерхен» бросит все силы, чтобы спасти и помочь своего ребёнка. |
К чему вы приводите немецкое слово?.. У нас речь идет о русской женщине, это неуместно.
Для учителя родными детьми являются все ученики. Чувство материнства не позволило выбирать кого-то одного. |
Тут дело не в том, что все ученики являются родными, а в том, что, если она спасет только сына, это будет и им в том числе восприниматься как предательство.
Аргументы дополняют друг друга. |
Это не аргументы.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Речь характеризуется сумбурностью и неточностью.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор иллюстрирует тяжелую судьбу учительницы, которая потеряла своих сыновей: родного, с «глазами серыми с едва заметными крапинками» ЗПТ и трёх своих учеников. |
Не обособлено уточнение.
Обращаю ваше внимание на то, что цитата приведена не точно по тексту.
Она просила и «готова была на любое признание, на любой поступок», только, чтобы её сына отпустили. |
Указанная запятая не нужна, частица не обособляется.
Женщина понимала, что ЗПТ «спасая сына», она «одновременно предаёт» его. |
Обособление деепричастного оборота. И снова вы в цитате меняете форму слов. Это крайне не рекомендуется и в ряде случаев может быть засчитано за ошибку.
Таким образом, фрагмент заканчивается на искреннем признании: «Они все мои сыновья!». |
Если в конце прямой речи стоит восклицательный знак, точка после кавычек не ставится.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Она просила и «готова была на любое признание, на любой поступок» |
Нарушение в построении предложения с однородными членами. Просила о чем?..
Каждая «муттерхен» бросит все силы, чтобы спасти и помочь своего ребёнка. |
Тоже ошибка в употреблении однородных членов. Спасти и помочь требуют разного управления, один из глаголов не сочетается с зависимым словом.
Таким образом, фрагмент заканчивается на искреннем признании |
Заканчивается искренним признанием
Примером являются множество историй с фронта Великой Отечественной войны. |
Некорректно использование ед. ч. — примером.
Как в первом примере мать для своего ребёнка на свой страх и риск обратилась за помощью к коменданту |
Ради своего ребенка
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
автор иллюстрирует тяжелую судьбу учительницы |
Автор рассказывает о судьбе, описывает судьбу
Как в первом примере мать для своего ребёнка на свой страх и риск обратилась за помощью к коменданту, так и во втором учительница проявляет мужество, признавая всех четверых своими сыновьями. |
При такой замене складывается впечатление, что речь идет о двух персонажах. Уместнее было заменить местоимением.
Она всесильна и заключается в поступках на благо ребёнка. |
Лексическая несочетаемость: любовь заключается — некорректно.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Арина, вам следует уделить серьезное внимание подготовке к сочинению. Старайтесь в начале работы тезисно записать план сочинения, в частности примеры. Примеры у вас найти сложно, они теряются в потоке слов, пояснения сумбурные и плохо связаны с примерами. Все суждения должны быть логичны! Вам стоит писать короче, но строго по делу. Почитайте сочинения на сайте по этому же тексту, написанные на 20+ баллов и проанализируйте их. Удачи!