Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема технического прогресса.

  • Текст: В. Солоухин. Видно, уж прошло то время
    (1)Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. (2)Устоишь ли теперь от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? (3)Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
    (4)Кстати, о гостиничных столиках. (5)Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? (6)Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. (7)Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. (8)Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
    (9)Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. (10)Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. (11)Со временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. (12)Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать, недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. (13)Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. (14)Стола же нет как нет. (15)Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.
    (16)Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты?
    (17)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (18)Но произошел удивительный парадокс. (19)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (20)Да боже мой! (21)У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.
    (22)Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. (23)Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. (24)Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры.
    (25)Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. (26)Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (27)Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д'Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. (28)Да мало ли… (29)Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. (30)Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? (31)Конечно, мощные орудия и приспособления… (32)Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. (33)Пожалуй, трусишка-то и дернет в первую очередь.
    В.А. Солоухин.
11.02.2022 15:11:08
Автор: Алина Богомолова

Как повлиял технический прогресс на жизнь людей? Именно этот вопрос находится в центре внимания Солоухина.
Размышляя над проблемой, автор отмечает постепенное исчезновение письменных столов из квартир, гостинец, домов, а вскоре и совсем отсутсвие в интерьере: «Со временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться». На данном примере мы видим, как самый важный предмет в доме утратил своё значение в современном мире. Далее автор говорит о том, что новые технологии были созданы для того, чтобы сэкономить время, но часто мы наблюдает обратное: люди не могут найти ни минуты, чтобы не суетиться, а спокойно провести досуг в размышлениях: «Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры». Так Солоухин показывает нежелание человека оставаться наедине с самим собой, обретать душевный покой. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что в современном мире люди всё меньше времени проводят за книгами и уделяют времени своему духовному развитию.
Солоухин считает, что технический прогресс отрицательно повлиял на духовную жизнь людей.
Я согласна с мнением автора и считаю, что техника может приносить не только пользу, но и вред. Из- за увлечения гаджетами человек может забыть про существование близких людей. Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта.
В произведении Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» Милдред, супруга главного героя Гая Монтэга, зависима от телешоу и считает его частью своей жизни. Три стены гостиной дома Монтэгов представляют собой огромные телеэкраны, и женщина настаивает на том, чтобы установить четвёртый экран, - так иллюзия общения с персонажами будет интереснее и ярче. Гай и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую функцию: каждый существует сам по себе, потому что супруга погружена в мир сериалов. Этот пример показывает, как виртуальная реальность заменила человеку настоящую жизнь.
В заключение хотелось бы сказать, что люди не должны забывать про книги, потому что именно они учат жизни, развивают личность.
Количество слов - 352

Здравствуйте, Алина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована не вполне корректно.

Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что в современном мире люди всё меньше времени проводят за книгами и уделяют времени своему духовному развитию.

Автор говорит не о книгах, не о чтении, а о письмах, об утрате традиции письменного общения.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Размышляя над проблемой, автор отмечает постепенное исчезновение письменных столов из квартир, гостинец, домов, а вскоре и совсем отсутсвие в интерьере

Неверно, автор говорит только про гостиницы, из квартир и домов письменные столы не исчезли.

На данном примере мы видим, как самый важный предмет в доме утратил своё значение в современном мире.

Не в доме, а в гостинице.

В заключение хотелось бы сказать, что люди не должны забывать про книги, потому что именно они учат жизни, развивают личность.

Про книги автор не говорит.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Размышляя над проблемой, автор отмечает постепенное исчезновение письменных столов из квартир, гостинец, домов...

гостинИц

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Размышляя над проблемой, автор отмечает постепенное исчезновение письменных столов из квартир, гостинец, домов, а вскоре и совсем отсутсвие в интерьере

Сказуемое не стыкуется со второй частью предложения

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Гай и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую функцию

Некорректно. Скорее всего, вы имели в виду в простую формальность.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Алина, внимательнее относитесь к деталям в тексте, следите за авторской мыслью. Структуру сочинения вы знаете неплохо и в анализе связи предприняли попытку развести примеры, что весьма похвально, пишете вы тоже довольно грамотно, так что у вас есть все шансы написать сочинение на максимум баллов. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку