ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Проблема актуальности подлинного искусства
-
Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
(24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
(По Ю. М. Лотману)
В предложенном для анализа тексте автор пишет о том, что искусство Баха, которое существует "только для знатоков", и добаховская музыка, списанная "в архив", популярны и на сегодняшний день. Люди до сих пор продолжают слушать и ценить истинное музыкальное искусство, написанное несколько веков назад. Этим автор хочет показать, что настоящие культурные ценности будут цениться людьми независимо от того, когда они было созданы, ведь эти ценности актуальны и на сегодняшний день.
Далее, рассуждая над обозначенной проблемой, автор описывает Пушкина, который был "оттеснён, его переставали читать", но он потом снова возвращался. Его творчество помогает людям ответить на свои жизненные вопросы, решить проблемы и поразмыслить. Поэтому Лотман называет Пушкина культурным будущим. Этим автор хочет показать, что творчество истинных культурных деятелей ограждает людей от чужих ошибок, ведь общество коренным образом не меняется, и проблемы тех времён остаются актуальными и в современности.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что подлинные культурные явления вечны. Они отвечают на жизненные вопросы людей, а также заставляют их поразмыслить по поводу задач, оставленных автором.
Я согласен с мнением автора в том, что в подлинной культуре ничто не умирает. Ведь культурные ценности, содержащиеся в памятниках культуры, затрагивают вечные вопросы существования человечества. И каждое новое поколение будет сопереживать главным героям и находить ответы на свои вопросы.
Таким образом, все перечисленные аргументы к обозначенной проблеме помогают понять, что настоящее искусство очень актуально, и оно является неотъемлемой частью жизни общества.
Здравствуйте, Даниил!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Могут ли умереть или исчезнуть подлинные культурные явления? |
Единственное, не надо тут употреблять два глагола. В данном случае это контекстные синонимы и корректнее из них «исчезнуть».
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснение не засчитано.
Этим автор хочет показать, что творчество истинных культурных деятелей ограждает людей от чужих ошибок, ведь общество коренным образом не меняется, и проблемы тех времён остаются актуальными и в современности. |
От каких чужих ошибок ограждает творчество?.. Какие-то проблемы, может, и остаются актуальными, но неправильно утверждать, что общество не меняется и проблемы (все) остаются актуальными. Этого автор не имел в виду.
Пушкина нельзя назвать культурным деятелем.
Взаимосвязь между примерами указана, не проанализирована. Должно быть показано значение каждого примера.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора выражено некорректно.
Я согласен с мнением автора в том, что в подлинной культуре ничто не умирает. |
Как это: ничто не умирает? Вообще ничто? Логическая ошибка.
Ваш аргумент тоже весьма сумбурный, фактически он повторяет уже высказанные мысли.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
В предложенном для анализа тексте автор пишет о том, что искусство Баха, которое существует "только для знатоков" |
Вы утверждаете, что искусство Баха существует только для знатоков, между тем автор пишет, что это казалось. Снова логическая ошибка.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что подлинные культурные явления вечны. Они отвечают на жизненные вопросы людей, а также заставляют их поразмыслить по поводу задач, оставленных автором. |
Явления не отвечают на вопросы.
Автор не ставит перед читателями никаких задач.
И каждое новое поколение будет сопереживать главным героям и находить ответы на свои вопросы. |
Каким главным героям? У вас до того были памятники культуры. Не стыкуются фразы.
Таким образом, все перечисленные аргументы к обозначенной проблеме помогают понять |
Аргументы могут быть к тезису, утверждению.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Можно отметить бедность словаря, повторы.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Этим автор хочет показать, что творчество истинных культурных деятелей ограждает людей от чужих ошибок, ведь общество коренным образом не меняется, и проблемы тех времён остаются актуальными и в современности. |
Запятая не нужна, так как стоит между однородными придаточными.
Таким образом, все перечисленные аргументы к обозначенной проблеме помогают понять, что настоящее искусство очень актуально, и оно является неотъемлемой частью жизни общества. |
То же самое.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Этим автор хочет показать, что настоящие культурные ценности будут цениться людьми независимо от того, когда они было созданы, |
Эта опечатка может быть расценена как грамматическая ошибка.
Далее, рассуждая над обозначенной проблемой, автор описывает Пушкина, который был "оттеснён, его переставали читать", |
Цитата некорректно встроена в текст: вторая ее часть не стыкуется с союзным словом.
Я согласен с мнением автора в том, что в подлинной культуре ничто не умирает. Ведь культурные ценности, содержащиеся в памятниках культуры, затрагивают вечные вопросы существования человечества. |
Некорректное построение сложноподчиненного предложения.
Неоправданная парцелляция.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
популярны и на сегодняшний день. актуальны и на сегодняшний день. |
В данном контексте выражение на сегодняшний день неуместно. Корректно: и сегодня.
Люди до сих пор продолжают слушать и ценить истинное музыкальное искусство, написанное несколько веков назад. |
Лексическая несочетаемость, искусство не может быть написано, искусство не слушают. У вас речь о музыке. Слова искусство и музыка употребляются по-разному и сочетаются с разными словами.
Далее, рассуждая над обозначенной проблемой, автор описывает Пушкина, который был "оттеснён, его переставали читать", но он потом снова возвращался. |
обозначенной проблемой — неуместное выражение, относящееся к официальному стилю.
Автор не описывает Пушкина, он рассказывает о нем.
Пушкин не возвращался!!! Как бы он мог вернуться?
Его творчество помогает людям ответить на свои жизненные вопросы |
Свои — лишнее, вместо жизненные уместнее жизненно важные.
Они отвечают на жизненные вопросы людей, а также заставляют их поразмыслить по поводу задач, оставленных автором. |
по поводу задач — неуместный официальный стиль
задач, поставленных автором — вероятно, но это тоже неуместно, см. К5.
Ведь культурные ценности, содержащиеся в памятниках культуры, затрагивают вечные вопросы существования человечества. |
Ценности не содержатся в памятниках и не затрагивают вопросы. Это речевые ошибки.
все перечисленные аргументы к обозначенной проблеме |
Снова некорректная для публицистического стиля конструкция.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Даниил, вам стоит поучиться строить логически, стилистически и грамматически корректные суждения. Пока с этим наблюдается много проблем. Ваши мысли сложно понять, очень много речевых ошибок. И не злоупотребляйте канцеляризмами, это неуместно в публицистическом стиле, к которому относится экзаменационное эссе.
Удачи в подготовке!