Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?

  • Текст: Ю. Казаков. Об отчем доме
    (1)Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома!
    – (2)Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке (погоди, милый, подрастешь ты, и повезу я тебя на Оку, и тогда ты сам увидишь, что это за река!). (3)Так вот, ехали мы с товарищем к нему домой, а не был он дома больше года. (4)До дома его было еще километров пятнадцать, а приятель уж стоял на носу, волновался и все показывал мне, все говорил: вот тут мы с отцом рыбу ловили, а вон там такая-то горка, а вон, видишь, речка впадает, а вон такой-то овраг...
    (5)А была весна, разлив, дебаркадеров еще не поставили, и поэтому, когда мы приехали, пароход наш просто ткнулся в берег. (6)И сходни перебросили, и сошли мы на берег, а на берегу уж ждал отец моего приятеля, и тут же лошадь стояла, запряженная в телегу...
    (7)Вот ты все мчишься на своей автомашине и не знаешь даже, что куда лучше ехать на телеге или в санях по лесной или полевой дороге – смотришь по сторонам, думаешь о чем-то, и хорошо тебе, потому что чувствуешь всей душой, что все, что вокруг тебя, все это и есть твоя родина!
    (8)И взвалили мы все свои чемоданы и рюкзаки на телегу, а сами пошли на изволок, вверх по скату, по весеннему прозрачному лесу, и чем ближе подходили к дому, тем сильнее волновался мой приятель.
    (9)Еще бы! (10)Ведь дом этот, малыш, строил дед моего товарища, и отец и мать прожили здесь всю жизнь, и товарищ мой тут родился и вырос.
    (11)И как только взошли мы в этот дом, так и пропал мгновенно мой товарищ, побежал по комнатам, побежал здороваться с домом. (12)А и было же с чем здороваться! (13)Ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба".
    (14)Столько там было милых старых вещей, столько всех этих диванов с погнутыми ножками, резных стульев. (15)Столько прекрасных картин висело по стенам, такие заунывные и радостные пейзажи открывались из окон! (16)А какие разные были там комнаты: светлые, с громадными окнами, узкие, длинные, затененные деревьями и совсем крохотные, с низкими потолками! (17)А какие окна там были – большие, маленькие, с внезапными витражами в верхних фрамугах, с внезапными формами, напоминающими вдруг то фигурные замковые окна, то бойницы... (18)А между комнатами, коридорами, закоулками, площадками – какие шли скрипучие антресоли, лестницы с темными перилами, истертыми ступеньками. (19)И какими, наконец, старыми, приятными запахами пропитана была там каждая вещь, и не понять было – не то пахло чабрецом, сорванным когда-то какой-нибудь романтической мечтательницей, не то старыми книгами, целый век простоявшими в шкафах, пожелтевшими, с сухой кожей и бумагой, не то пахли все эти лестницы, перила, мебель, дубовые балки, истончившийся паркет...
    (20)Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не живут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. (21)Как все-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старье!
    (22)Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь...
    (23)Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, – а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете, – и дом примет тебя. (24)Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами, комнаты его улыбнутся тебе, каждое окно будет манить тебя к себе, в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка, и часы особенно звонко пробьют счастливый миг, и дом откроется перед тобою: "Вот мой чердак, вот мои комнаты, вот коридор, где любил ты прятаться... (25)А помнишь ты эти обои, а видишь ты вбитый когда-то тобой в стену гвоздь? (26)Ах, я рад, что ты опять здесь, ничего, что ты теперь такой большой, прости меня, я рос давно, когда строился, а теперь я просто живу, но я помню тебя, я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в свое детство – вот что скажет тебе твой дом.
    (27)Как жалею я иногда, что родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме. (28)Я бы приезжал туда, возвращался бы в тоске или в радости, как птица возвращается в свое гнездо.
    (29)И поверь, малыш, совсем не смешно мне было, когда один мой друг, рассказывая о войне, о том, как он соскакивал с танка, чтобы бежать в атаку, – а был он десантником, – и кругом все кричали: "За Родину!", и он вместе со всеми тоже кричал: "За Родину!", а сам видел в эти, может быть, последние свои секунды на земле не Родину вообще, а отцовский дом и сарай, и сеновал, и огород, и поветь в деревне Лошпеньга на берегу Белого моря!

    (По Ю.П. Казакову)


08.02.2022 15:54:40
Автор: Грачёв Анатолий

Какое значение имеет отчий дом в жизни человека? Именно эту проблему поднимает Ю.П. Казаков в предложенном для анализа тексте.  

Размышляя на данным вопросом, автор описывает поездку в отчий дом друга, в котором последний не был больше года. Казаков видит, что его товарищ за пару километров до малой Родины “уж с стоял на носу”. Подойдя к “Музею-усадьбе”, приятель побежал “здороваться с домом”.  Этот эпизод иллюстрирует, что отчий дом имеет главное значение в жизни человека, ведь в нем хранится память поколений и детские воспоминания.  

  Кроме того, Казаков пишет о том, как “один мой друг” во время боевых действий, спрыгивая с танка, начинал атаковать противника, крича “За Родину!”, вспоминая в этот момент отцовский дом и свою деревню. Так, мы понимаем, что даже в напряженной ситуации человек вспоминает об отчем доме, и это прямое доказательство того, что малая родина имеет высшую ценность.  

  Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что наибольшее значение в жизни человека определяет отчий дом, который необходим для каждого.  

  Автор стремится донести до читателя мысль о том, что место, где ты родился и вырос, имеет ключевое значение, ведь отчий дом хранит в себе детские воспоминания, которые приятно ощущать, даже будучи взрослым.  

  Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что отцовский дом необходим каждому человеку. Например, в произведении Шолохова “ Тихий дон” главный герой возвращается в родной дом, который он считает наивысшей ценностью и его единственным спасением.  

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что отчий дом играет большую роль в жизни человека, ведь только в нём можно испытать чувство умиротворения, наслаждаясь теплом и уютом домашнего очага.
Количество слов - 268

Здравствуйте, Анатолий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, не проанализирована.

Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что наибольшее значение в жизни человека определяет отчий дом, который необходим для каждого.

Вы указываете на общее значение двух примеров, стоит обозначить роль каждого.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что отцовский дом необходим каждому человеку.

Отчий дом, то есть дом, где родился, — он по умолчанию есть почти у каждого, речь не необходимости, а о его значимости.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

в произведении Шолохова “ Тихий дон”

Дон — имя собственное.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Так, мы понимаем, что даже в напряженной ситуации человек вспоминает об отчем доме, и это прямое доказательство того, что малая родина имеет высшую ценность.  

Тут наречие является членом предложения, а не вводным словом.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Кроме того, Казаков пишет о том, как “один мой друг” во время боевых действий, спрыгивая с танка, начинал атаковать противника...

Нарушение в употреблении косвенной речи.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Кроме того, Казаков пишет о том, как “один мой друг” во время боевых действий, спрыгивая с танка, начинал атаковать противника, крича “За Родину!”, вспоминая в этот момент отцовский дом и свою деревню.

Недочет: нагромождение деепричастных оборотов с обеих сторон от определяемого слова смотрится не очень хорошо.

ведь отчий дом хранит в себе детские воспоминания, которые приятно ощущать, даже будучи взрослым.  

Воспоминания нельзя ощущать.

Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что отцовский дом необходим каждому человеку.

Смешение паронимов, корректно: отчий дом.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Анатолий, в целом вы хорошо справились с сочинением, в нем присутствуют практически все важные структурные элементы, пишете вы грамотно. Советую при связи дополнение (самой распространенной) тщательно продумать анализ, упомянуть, как именно один пример дополняет другой, это позволит вам не потерять и этот балл. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку