Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема мысли

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
02.02.2022 04:18:20
Автор: Анна Бусырева

   Какую роль играет мысль, лежащая в основе понимания жизни? Именно эту проблему поднимает Л.Н. Толстой в произведении.

   Размышляя над вопросом, автор утверждает, что без правильной мысли жизнь окажется бесцельной: "Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет".Это приведёт к тому, что человек будет жить бесполезно, ведя скитальческий или аморальный образ жизни. Далее автор показывает, что мысль, в её первозданном виде, может повлиять и на откликнувшийся голос совести, который побуждает личность на какие-либо поступки: "В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли". Эти два примера, взаимодополняющие друг друга, помогают понять, что от мысли и исходящего из неё голоса совести зависит дальнейшая жизнь человека. Эти два фактора определяют её.

   Автор считает, что верная мысль порождает истину, которая важна для осознания себя человеком и лежит в основе ведения правильной, праведной жизни, по совести.

   Я согласна с писателем и считаю, что каждый самостоятельно должен определять ориентиры, ставить цели перед собой, опираясь на внутренний голос. Для доказательства своей позиции приведу пример из литературы.

   Учителю литературы Андрею Петровичу, главному герою рассказа А.Гелприна "Свеча горела", выпало на долю жить в техническом мире, где гуманитарные науки утратили свою значимость. Остальные преподаватели переквалифицировались, но Андрей Петрович не стал этого делать. Он верил, что преподавать литературу это его священный долг. И всё же его установки, ожидания и совесть не подвели. Он остался тем, кем был, нашлись ученики, приемники великого искусства, и не пришлось переступать через свои принципы и гордость. Таким образом, мысли главного героя сформировали в нём модель поведения, привычки, принципы, которые сказались на его жизни, в корне сделав её отличной от других.

   Мысль играет роковую роль в жизни каждого. Неправильная порождает грех и несправедливость, правильная ведёт к истине и благу. Но только сам человек может определить, что для него является лучшим, что поможет в понимании его жизни.
Количество слов - 326

Здравствуйте, Анна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснение на засчитано.

Это приведёт к тому, что человек будет жить бесполезно, ведя скитальческий или аморальный образ жизни.
Где об этом говорит Толстой?..

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.

Эти два примера, взаимодополняющие друг друга, помогают понять, что от мысли и исходящего из неё голоса совести зависит дальнейшая жизнь человека. Эти два фактора определяют её.
Голос совести не исходит из мысли, мысль пробуждает голос совести. Некорректная формулировка. Про два фактора — странное заявление, жизнь человека определяют много «факторов», Толстой не говорит так категорично.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, сформулирована некорректно.

Автор считает, что верная мысль порождает истину, которая важна для осознания себя человеком и лежит в основе ведения правильной, праведной жизни, по совести.
Верная мысль и истина — это фактически одно и то же...

ведение жизни — лексическая несочетаемость.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Единственное, тема самостоятельности принятия решений, пожалуй, лежит за рамками проблематики текста.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Неправильная порождает грех и несправедливость, правильная ведёт к истине и благу.
Спорное утверждение. Неправильные мысли не всегда порождают грех и несправедливость, так же как правильные не всегда ведут к благу.
Но только сам человек может определить, что для него является лучшим, что поможет в понимании его жизни.
В последней фразе вы снова делаете акцент на самостоятельности принятия решений, что не является центральной темой текста.
приемники великого искусства
Ученики не были преемниками искусства (то есть, как мы можем уверенно полагать, не стали писать сами книги), они скорее стали «восприемниками» — теми, кто разделяет и развивает чьи-либо убеждения, идеи.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание: снижение по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

приемники великого искусства,
преемник — это слово пишется с Е, в отличие от приёмника (устройства).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Он верил, что преподавать литературу ТИРЕ это его священный долг.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, сказуемое, выраженное существительным, + ЭТО.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Мысль играет роковую роль в жизни каждого. Неправильная порождает грех и несправедливость, правильная ведёт к истине и благу.
Полагаю, что некорректно опускать мысль во втором предложении. Либо надо было поставить двоеточие, либо повторить слово, так как чувствуется недосказанность.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

опираясь на внутренний голос
лексическая несочетаемость              
И всё же его установки, ожидания и совесть не подвели.
Установки и ожидания не могут подвести, а совесть... она тут при чем?..
Таким образом, мысли главного героя сформировали в нём модель поведения, привычки, принципы, которые сказались на его жизни, в корне сделав её отличной от других.
Некорректно говорить, что привычки и принципы сказываются на жизни — лексическая несочетаемость

сделав её в корне — порядок слов, но и верно построенная фраза тут неуместна. Тот факт, что его жизнь была отличной от других, не говорит ни о чем-то хорошем, ни о чем-то плохом, это для доказательства тезиса не нужно.

Мысль играет роковую роль в жизни каждого.
В таком виде фраза приобретает зловещий оттенок. Хотя у слова «роковой» есть значение «судьбоносный», тут оно не читается.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Анна, вы относительно неплохо справились с очень сложным текстом, в вашей работе прослеживается логика. Непросто формулировать такого рода философские проблемы, и в формулировках у вас есть речевые и логические ошибки. Но у вас есть шанс подтянуть эти навыки, тем более при достаточно высоком уровне грамотности.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку