Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема силы материнской любви.
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
Автор рассказывает трагическую историю о женщине, сын которой приговорён к смертной казни, за убийство часового. Она приходит к коменданту тюрьмы "умолять о своём сыне". Чтобы вызвать сочувствие, женщина спрашивает есть ли у него мать. Комендант вспоминает свою "муттерхен" в Дюссельдорфе и расчувствовавшись, обещает спасти одного человека. Сын женщины был осуждён вместе со своими друзьями, и мать не задумываясь соглашается с тем, что только её ребёнок должен быть спасён. Этим примером автор иллюстрирует, сила материнской любви настолько велика, что героиня ради своего ребёнка "готова на любое признание, на любой поступок", перешагнув через совесть.
Ещё одним примером, показывающим силу материнской любви, служит разговор с комендантом. Вопрос героини о его матери, вызывает у мужчины светлые чувства. "Все матери похожи друг на друга". Но дело не во внешности. Комендант вспоминает что и его мать такая же любящая, заботливая, готовая ради него на всё. Любовь его матери побуждает мужчину помочь несчастной женщине.
Сопоставляя оба примера между собой автор показывает, что материнская любовь настолько сильна, что одного человека она заставляет перешагнуть моральные нормы, чтобы спасти сына, а другого - нарушить дисциплинарные требования чтобы помочь спасти человека.
Автор утверждает что материнская любовь способна сломать все преграды, отринуть моральные ценности, нарушить законы.
Мнение автора кажется мне убедительным, но существуют примеры, когда любовь матери тоже сильна, но не столь эгоистична. В романе Шолохова "Тихий Дон" Ильинична, пережив смерть старшего сына от руки Михаила Кошевого, соглашается на брак дочери с ним, скрепя сердце. При всей своей неприязни к такому зятю, ради Дуни, она пересиливает себя и смиряется. Только материнское сердце способно принять выбор дорогого тебе человека, даже если этот выбор принесёт боль и страдания.
В заключение хочется выразить уважение ко всем матерям, сила любви которых помогает нам не сдаваться в трудных ситуациях, делает нас лучше и заставляет верить в то, что нет ничего невозможного.
Здравствуйте, Алексей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Этим примером автор иллюстрирует, сила материнской любви настолько велика, что героиня ради своего ребёнка "готова на любое признание, на любой поступок", перешагнув через совесть. |
Как именно она перешагивает через совесть? Какой бессовестный поступок она совершает?
Пример 2 в сочинении дублирует первый.
Вы в первом примере упоминаете мать коменданта:
Чтобы вызвать сочувствие, женщина спрашивает есть ли у него мать. Комендант вспоминает свою "муттерхен" в Дюссельдорфе и расчувствовавшись, обещает спасти одного человека. |
То же самое, но более распространенно вы рассказываете во втором примере. Не стоило упоминать про мать в первом примере. Но, скорее всего, логичнее было в вашем случае сначала рассказать о матери коменданта (и это был бы первый пример) и о его чувствах, а потом о героине и ее чувствах (второй пример). А так получается повтор и обнуление второго примера.
Взаимосвязь между примерами не оценивается, если обнулен один из примеров.
Сопоставляя оба примера между собой автор показывает, что материнская любовь настолько сильна, что одного человека она заставляет перешагнуть моральные нормы, чтобы спасти сына, а другого - нарушить дисциплинарные требования чтобы помочь спасти человека. |
Однако засчитана она не была бы в любом случае. Какие моральные нормы нарушила женщина?..
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Автор утверждает что материнская любовь способна сломать все преграды, отринуть моральные ценности, нарушить законы. |
С преградами все нормально. А вот нарушение моральных ценностей, в котором вы постоянно обвиняет героиню, непонятно. Что она нарушила? Согласилась спасти только одного сына, а не всех ребят? У нее не было такого шанса! Было два варианта: умрут все или ее сын будет спасен. И ни в одном случае она не нарушает норм.
Нарушить законы — я понимаю, что это в отношении коменданта, но тут нелогично построено предложение. Сам комендант не испытывает материнской любви! Его воспоминания о матери пробуждают в нем сочувствие к героине. Фраза в этом отношении некорректна.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
При обнулении К3 баллы по критерию К4 не выставляются.
Но пример «неэгоистичной» материнской любви у вас весьма странный...
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Разные женщины, разные ситуации, но всех авторов объединяет одно - материнская любовь, самое сильное чувство на свете. |
Материнская любовь объединяет не авторов (тогда авторы должна испытывать материнскую любовь), а их произведения.
Мнение автора кажется мне убедительным, но существуют примеры, когда любовь матери тоже сильна, но не столь эгоистична. |
ГДЕ речь идет об эгоизме?.. Эгоизм — это спасти своего сына, если не можешь спасти всех осужденных? А если бы женщина с самого начала отказалась от мысли спасать кого-либо, она не была бы эгоистичной и не нарушила бы моральных норм, по вашему мнению? Это в корне неверно.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Автор рассказывает трагическую историю о женщине, сын которой приговорён к смертной казни, за убийство часового. |
Формально обособления тут не должно быть, запятая не нужна, но можно предположить, что тут уточняющий оборот. Поэтому за нее балл не снижаю, но вы такие запятые не ставьте.
Чтобы вызвать сочувствие, женщина спрашивает ЗПТ есть ли у него мать. |
Еще одна придаточная часть.
Комендант вспоминает свою "муттерхен" в Дюссельдорфе и ЗПТ расчувствовавшись, обещает спасти одного человека. |
Запятая отделяет одиночное деепричастие.
Этим примером автор иллюстрирует, ДВОЕТОЧИЕ сила материнской любви настолько велика, что героиня ради своего ребёнка "готова на любое признание, на любой поступок", перешагнув через совесть. |
Бессоюзное сложное предложение, вторая часть разъясняет содержание первой.
...одного человека она заставляет перешагнуть моральные нормы, чтобы спасти сына, а другого - нарушить дисциплинарные требования ЗПТ чтобы помочь спасти человека. |
Придаточное предложение.
Автор утверждает ЗПТ что материнская любовь способна сломать все преграды, отринуть моральные ценности, нарушить законы. |
Придаточное предложение.
При всей своей неприязни к такому зятю, ради Дуни, она пересиливает себя и смиряется. |
Нет оснований для обособления обстоятельства.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
В заключение хочется выразить уважение ко всем матерям... |
выразить уважение всем матерям, без предлога
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Алексей, вы хорошо знаете структуру сочинения ЕГЭ, предприняли попытку грамотно проанализировать связь. Однако интерпретация рассказа вызывает недоумение — но тут сложно что-либо посоветовать, кроме как нарабатывать читательский опыт. Попробуйте написать сочинения по другому тексту, мне кажется, тогда результат будет лучше. И вам явно стоит повторить правила пунктуации.
Удачи!